18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктор Мизиано пригласил мировых звезд на охоту за привидениями

№59
Материал из газеты

Третья часть проекта куратора «Удел человеческий» — в Фонде культуры «Екатерина»

Большой многочастный проект «Удел человеческий» известного российского куратора Виктора Мизиано исследует положение человека в меняющемся мире. Он стартовал в 2015 году и завершится в 2019-м, задействовав три музейных пространства: Государственного центра современного искусства, Московского музея современного искусства и Еврейского музея. Проект мультидисциплинарный, включающий круглые столы, симпозиумы, видеопоказы, мастер-классы. Само название проекта отсылает к одноименной книге немецкого культуролога Ханны Арендт (1906–1975), где она задается вопросом, как остаться человеком перед лицом исторических драм. Первая часть «Избирательное сродство» была посвящена границам человеческого, вторая — «Не думаешь ли ты, что настало время любви?» — страстям человеческим, а третья исследует травматическую природу памяти. 

Дом с привидениями — один из канонических сюжетов жанра саспенс в литературе и кино. Однако отправной точкой этой выставки с участием звездного интернационального состава из 16 художников стал шекспировский Гамлет. История принца Датского, к которому приходит привидение его отца, чтобы открыть страшную тайну из прошлого, остается одним из самых пронзительных произведений о травме и памяти. 

Один из разделов выставки ставит вопрос о том, что такое собственно произведение искусства. Призрачная субстанция? Видео «Пересматривая „Солярис“» Деймантаса Наркявичюса посвящено травмированной совести, воплощенной в призраках, приходящих к героям фильма Андрея Тарковского. Работа ливанских художников Джоаны Хаджитомас и Халиля Жорейжа также о послании из прошлого, но реального. Дядя одного из художников, похищенный во время ливанской войны, снял тогда пленку, которую спустя много лет нашел и проявил его племянник, и теперь это уже документ времени.
В другом разделе выставки речь идет о травме исторической. Аслан Гайсумов сделал групповой фотопортрет стариков, больше полувека назад депортированных из Чечни. А в памяти Леонида Тишкова — история его деда, в самом начале войны попавшего в немецкий плен. Так родилась серия рисунков «Умань». Видеоинсталляция Уильяма Кентриджа «Я не я, и лошадь не моя» основана на повести «Нос» Николая Гоголя, но затрагивает память мировых войн и революций. 
Третий раздел — о личной, приватной памяти. В инсталляции классика arte povera Клаудио Пармиджани «Смена места» из отпечатков сажи и дыма возникает призрачный образ библиотеки. Мирослав Балка собрал инсталляцию из ковриков из бедных кварталов Кракова как знак коллективной памяти. Три раздела выставки объединены еще и звуковыми инсталляциями. Какой же «Дом с привидениями» без неожиданных скрипов, вздохов, всхлипов, стуков и прочих знаков присутствия потусторонних сил? 

Фонд культуры «Екатерина»
Дом с привидениями
1 декабря 2017 – 28 января 2018

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+