18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стела на Майдане Независимости, выгравированные имена и вечный огонь в центре Киева - реальность?

Центр Киева сегодня превратился в свежий памятник недавним событиям — с палаточным городком, кухней бойцов самообороны, сувенирными раскладками, выставкой артефактов и дорожками из возложенных цветов. Стало понятно, что свой прежний облик центр столицы Украины утратил, а новый еще не приобрел. Исполняющий обязанности главы города майдановский активист Владимир Бондаренко заявил о своем намерении превратить Крещатик в пешеходную зону. Действительно, за четыре месяца существования на главной улице баррикад и палаток проблем с автомобильным движением не возникло. У нынешней власти есть и другая задача — увековечить трагические события и отдать дань погибшим участникам противостояния, так называемой Небесной сотне Майдана. В Верховной Раде Украины уже зарегистрирован законопроект о переименовании улицы Институтской в улицу Небесной сотни. Кроме того, депутаты хотят видеть на площади Независимости стелу, выгравированные имена и вечный огонь.

С альтернативой этому по-советски пафосному решению выступили студенты Киевского национального университета строительства и архитектуры (КНУСА, укр. КНУБА), в котором учился один из погибших, пятикурсник Александр Плеханов. Нетерпеливые архитекторы уже объявили в Facebook конкурс на лучший проект перестройки Майдана и прилегающих к нему территорий. Среди опубликованных чертежей мемориала есть более (с крылатыми рыцарями и кустом калины, Татьяна Рыбицкая) и менее (проекции силуэтов активистов на барельефную стену, Денис Кораблев) одиозные. Модернистских проектов почти нет. Современные украинские художники, которых можно было бы привлечь к участию (Жанна Кадырова, Никита Кадан, Александр Бурлака), предпочитают держаться в стороне от скороспелых попыток увековечивания. К 21 апреля из всех проектов отберут 15 работ, судьбу которых будет решать народное голосование.

Хотя одинокие смелые попытки переосмысливания уже сделаны. Например, художник Геннадий Гутгарц разместил на фасаде сгоревшего Дома профсоюзов «сотню красных пятен» (их, очевидно, закрасят, а здание отреставрируют).

Тем временем киевоведы и урбанисты (Светлана Шлипченко, Владислава Осьмак, Игорь Тищенко) призывают не форсировать события. «Решение о мемориале не должно быть скоропалительным актом признания нынешней властью героев только ради пиара. Оно должно пройти долгий путь широкой общественной дискуссии. Стоит подождать, пока образ трагедии не кристаллизуется в коллективном сознании, чтобы чествование не превратилось в фарс», — говорит городской активист Игорь Тищенко.

Неизвестно, ожидает ли киевлян новая стела на площади Независимости и Дом профсоюзов, выкрашенный в цвета национальной вышивки, но уже ясно, что главную площадь Украины будут реконструировать с учетом памятных событий, которые произошли на этом месте в последние месяцы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+