18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Стела на Майдане Независимости, выгравированные имена и вечный огонь в центре Киева - реальность?

Центр Киева сегодня превратился в свежий памятник недавним событиям — с палаточным городком, кухней бойцов самообороны, сувенирными раскладками, выставкой артефактов и дорожками из возложенных цветов. Стало понятно, что свой прежний облик центр столицы Украины утратил, а новый еще не приобрел. Исполняющий обязанности главы города майдановский активист Владимир Бондаренко заявил о своем намерении превратить Крещатик в пешеходную зону. Действительно, за четыре месяца существования на главной улице баррикад и палаток проблем с автомобильным движением не возникло. У нынешней власти есть и другая задача — увековечить трагические события и отдать дань погибшим участникам противостояния, так называемой Небесной сотне Майдана. В Верховной Раде Украины уже зарегистрирован законопроект о переименовании улицы Институтской в улицу Небесной сотни. Кроме того, депутаты хотят видеть на площади Независимости стелу, выгравированные имена и вечный огонь.

С альтернативой этому по-советски пафосному решению выступили студенты Киевского национального университета строительства и архитектуры (КНУСА, укр. КНУБА), в котором учился один из погибших, пятикурсник Александр Плеханов. Нетерпеливые архитекторы уже объявили в Facebook конкурс на лучший проект перестройки Майдана и прилегающих к нему территорий. Среди опубликованных чертежей мемориала есть более (с крылатыми рыцарями и кустом калины, Татьяна Рыбицкая) и менее (проекции силуэтов активистов на барельефную стену, Денис Кораблев) одиозные. Модернистских проектов почти нет. Современные украинские художники, которых можно было бы привлечь к участию (Жанна Кадырова, Никита Кадан, Александр Бурлака), предпочитают держаться в стороне от скороспелых попыток увековечивания. К 21 апреля из всех проектов отберут 15 работ, судьбу которых будет решать народное голосование.

Хотя одинокие смелые попытки переосмысливания уже сделаны. Например, художник Геннадий Гутгарц разместил на фасаде сгоревшего Дома профсоюзов «сотню красных пятен» (их, очевидно, закрасят, а здание отреставрируют).

Тем временем киевоведы и урбанисты (Светлана Шлипченко, Владислава Осьмак, Игорь Тищенко) призывают не форсировать события. «Решение о мемориале не должно быть скоропалительным актом признания нынешней властью героев только ради пиара. Оно должно пройти долгий путь широкой общественной дискуссии. Стоит подождать, пока образ трагедии не кристаллизуется в коллективном сознании, чтобы чествование не превратилось в фарс», — говорит городской активист Игорь Тищенко.

Неизвестно, ожидает ли киевлян новая стела на площади Независимости и Дом профсоюзов, выкрашенный в цвета национальной вышивки, но уже ясно, что главную площадь Украины будут реконструировать с учетом памятных событий, которые произошли на этом месте в последние месяцы.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+