18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Азиатские коллекционеры сделали кассу Christie’s и Sotheby’

Завершилась неделя аукционов импрессионизма, модернизма и современного искусства в Нью-Йорке. Вспоминаем самые важные продажи этой серии торгов, помимо рекорда в $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи

Общая выручка вечернего аукциона импрессионистов и модернистов Christie’s 13 ноября составила $479,3 млн — рекордная сумма с 2007 года. Самым дорогим лотом стало полотно Винсента Ван Гога «Вспаханное поле и пахарь» (1889), которое было продано за $81,3 млн после борьбы двух претендентов, участвовавших в торгах по телефону. Победитель вел переговоры через Ребекку Вэй, президента Christie’s Asia. Второе место заняла картина Фернана Леже «Контраст форм» (1913), она ушла за рекордную для работ художника сумму в $70 млн, опять же клиенту Ребекки Вэй.

Торги за произведения дадаистов и сюрреалистов из анонимной европейской коллекции (названной на аукционе «Искусство без границ») сначала не задались — процесс пошел, лишь когда клиент Александра Роттера, главы отдела современного искусства Christie’s, предложил по телефону за лот № 12, полотно Рене Магритта «Империя света» (1949), изображающее дневную/ночную улицу, $14 млн. За него боролись по меньшей мере пять претендентов, и в итоге оно было приобретено за $20,6 млн.

Продолжая успех Christie’s, Sotheby’s на вечернем аукционе 14 ноября удачно распродал работы импрессионистов и модернистов, поддержав стабильность рынка. Даже с учетом того, что на торги не выставлялись лоты стоимостью более $50 млн, общая выручка составила $269,7 млн, что ровно посередине эстимейта в $203–294,5 млн. По сравнению с прошлым годом продажи выросли на 71%, хотя и не достигли выручки ноября 2015 года в $306,7 млн. Сразу после аукциона Саймон Шоу, один из руководителей отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s, назвал его «чрезвычайно волнующим» событием. Уход 92% лотов, по его словам, «свидетельствует о том, что этот сегмент рынка жив и процветает». Впрочем, 26 из 64 лотов имели разные формы гарантии или безотзывное предложение цены.

Решающую роль на торгах опять сыграли покупатели из Китая, Гонконга, Тайваня и Японии, делавшие ставки по телефону через президента Sotheby’s Asia Патти Вонг, генерального директора Кевина Ченя и главу департамента частных продаж Такако Насагаву. Пять из десяти топ-лотов были проданы клиентам из Азии.

Полотно «Любовники» Марка Шагала (1928), на котором изображена первая жена художника Белла Розенфельд, обошлось в $28,5 млн коллекционеру, в интересах которого торговалась Ирина Степанова, генеральный директор «Сотбис Россия».

Самые крупные ставки ожидались на работы таких гигантов, как Пабло Пикассо и Клод Моне, которые вместе принесли треть от общей суммы выручки. Картина Моне «Льдины. Бенкур» (1893), оцененная в $18–25 млн с гарантией, была продана через Вонг за $23,4 млн. «Арка из роз в Живерни» (1913), другое полотно Моне, оцененное примерно так же, принесло $19,4 млн, снова от клиента Вонг.

«Хотя аукцион Sotheby’s был в итоге успешен, торгам не хватило эффектности, для того чтобы создать настоящее волнение в зале», — считает коллекционер и арт-дилер Дэвид Нисинсон. Он привел в пример «Женщину, птицу, звезду» Жоана Миро из коллекции Шпильфогелей (1942, оценка в $1–2 млн), которая ушла за $3,5 млн, как пример достойной продажи, особенно для работ на бумаге. «Хорошо, что аукцион Christie’s прошел первым и задал тон», — заявил Лок Креслер из Lévy Gorvy, который выиграл один из самых необычных лотов, картину Тео ван Рейсселберге «Тартаны в порту Сет» (1852) в стиле пуантилизма, за $7,2 млн.

На следующий день, 15 ноября, вечерний аукцион послевоенного и современного искусства Christie’s взорвал арт-рынок баснословной суммой — $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Абсолютный рекорд для аукционов во всех категориях, продажа этого лота обеспечила более половины суммарной выручки торгов — $785,9 млн.

Несмотря на то что некоторые лоты остались непроданными (9 из 58), в целом этот аукцион был весьма успешен и установил еще несколько рекордов. Все лоты, за исключением пяти, ушли более чем за $1 млн, из них девять — ценой более $10 млн каждый.

Атмосфера в битком набитом Рокфеллер-центре начала накаляться, когда стартовали торги за работу Керри Джеймса Маршалла «Натюрморт со свадебным портретом» (2015) (эстимейт $1–1,5 млн). Картина изображает Джона и Гарриет Табмен, американских борцов за отмену рабства, и была включена в недавнюю ретроспективу художника, получившую признание критиков. Полотном заинтересовались 15 покупателей, и в итоге оно ушло с молотка за $5 млн.

Немного погодя ставки выросли: клиент Энди Массада по телефону ухватил «Шафран» (1957) Марка Ротко. Участвовавшая в его посмертной ретроспективе в 1978 году картина ныне была продана за $32,4 млн. Последний раз она выставлялась на продажу на лондонском Sotheby’s в июне 1991 года и была куплена за £770 тыс. ($1,25 млн).

После ошеломляющего успеха «Спасителя мира» Леонардо мрачная работа Энди Уорхола «60 тайных вечерь» (оммаж классика ХХ века великому мастеру эпохи Возрождения) 1986 года была продана за $60,9 млн. Другим ярким моментом и без того насыщенного аукциона стал уход «Без названия» (2005) Сая Твомбли. Она досталась анонимному покупателю по телефону за $46,4 млн.

Продажа «Натюрморта на летней кухне» Филипа Гастона (1978–1979, эстимейт $5–7 млн) несколько разрядила обстановку. Жизнерадостная картина, изображающая любимые предметы художника: наручные часы, будильник, бутерброд с салями и кофейную чашку, была куплена за $6,6 млн. Последний раз она выставлялась на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 1991 года и на фоне падения рынка ушла за скромные $187 тыс. Новая цена подтверждает неизбежный рост стоимости произведений искусства.

Серия аукционов завершилась 16 ноября вечерними торгами послевоенного и современного искусства Sotheby’s и Phillips. Уверенные продажи и внушительные суммарные выручки в очередной раз свидетельствуют о том, что рынок искусства крепок и стабилен, как никогда.

Аукцион Phillips принес в общей сложности 113,9 млн (кстати, год назад результат был почти аналогичным — $111,2 млн). Из 43 лотов лишь четыре не нашли покупателей, цена пяти превысила $5 млн, а один был продан дороже $20 млн. Эти показатели в очередной раз доказывают, что команда аукционного дома делает значительные успехи в деле привлечения на торги выдающихся произведений из крупных частных собраний. Хороший пример — появление на аукционе графического произведения Пабло Пикассо из коллекции Анн-Мари Абербах, вдовы музыкального издателя, работавшего с Элвисом Пресли. Выставленная с предварительной оценкой $1–1,5 млн «Спящая женщина» 1946 года в результате упорной борьбы в зале ушла с молотка за $9,9 млн. Выполненный углем рисунок Анри Матисса из той же коллекции продан за $4,8 млн при эстимейте $1,2–1,8 млн. Самым дорогим лотом стал «Красный дом» Питера Дойга, картина с обложки аукционного каталога, доставшаяся покупателю, участвовавшему в торгах по телефону, за $21 млн. Впечатляющая сумма, тем более что владелец (теперь уже бывший) приобрел работу на лондонском Christie’s в октябре 2008 года за $3,17 млн.

Также на Phillips этим вечером нью-йоркский арт-дилер Нил Мельцер купил безымянную эмаль Кристофера Вула на алюминиевой пластине за $3,7 млн, а полотно Жан-Мишеля Баскиа на тему Хэллоуина, выставленное на торги фондом художника, досталось лондонскому дилеру Иниго Филбрику за $4,2 млн. Кроме того, были установлены рекорды цены на произведения Кармен Эрреры и Элиу Ойтисики.

Вечерний аукцион современного искусства Sotheby’s начался на несколько часов позже, в тот момент, когда у Phillips завершались торги по последним лотам. Суммарная выручка Sotheby’s составила $310,2 млн (Christie’s накануне заработал на современном искусстве лишь немногим больше, если не считать продажу Леонардо). Из 72 выставленных лотов покупателей не нашли лишь 3, а выручка выросла на 12% по сравнению с аналогичными торгами в ноябре 2016-го. Правда, 44 лота были подкреплены гарантиями, предоставленными либо Sotheby’s, либо третьими лицами.

«Голова женщины» 1977 года Роя Лихтенштейна была приобретена коллекционером из Европы по телефону за $24,5 млн, что почти вдвое превысило предварительную оценку в $10–15 млн. За работу в числе прочих торговалась Люси Митчелл-Иннес, совладелица нью-йоркской галереи Mitchell-Innes and Nash. «Это очень хорошая картина, но нельзя купить их все», — отметила она, покидая аукционный зал. В то же время шелкография на синем фоне «Мао» (1972) Энди Уорхола не вызвала интереса у участников аукциона и была продана единственному интересанту по стартовой цене за $32,4 млн. Два года назад другая версия «Мао» ушла на Sotheby’s за $47,5 млн. Аналогичной была и продажа «Трех этюдов Джорджа Дайера» 1966 года Фрэнсиса Бэкона: картина досталась телефонному участнику за $38,6 млн по старту. К счастью для продавца, она была подкреплена не только гарантиями аукционного дома, но и безвозвратной ставкой третьего лица.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+