18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как не только полюбить, но и понять сегодняшнее искусство

№58, ноябрь 2017
№58
Материал из газеты

Инструкцию предлагают книги «Искусство смотреть: Как воспринимать современное искусство» Оссиана Уорда и «Как писать о современном искусстве» Гильды Уильямс

Элад Лассри. Man 071. 2007. Фото: David Kordansky Gallery, Los Angele
Йеппе Хейн. Please Do Not Touch. 2009. Фото: Courtesy of the artist, Johann König, Berlin and 303 Gallery, New York
Уильямс Г. Как писать о современном искусстве / Пер. Е. Рубиновой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с., ил. ( Garage Pro)
Уорд О. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство / Пер. С. Кузнецовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 176 с., ил.
Элад Лассри. Man 071. 2007.
Фото: David Kordansky Gallery, Los Angele
Йеппе Хейн. Please Do Not Touch. 2009.
Фото: Courtesy of the artist, Johann König, Berlin and 303 Gallery, New York
Уильямс Г. Как писать о современном искусстве / Пер. Е. Рубиновой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с., ил. ( Garage Pro)
Уорд О. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство / Пер. С. Кузнецовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 176 с., ил.

Если вдруг кто-то чувствует себя беспомощным перед лицом современного искусства, две эти книги, удачно встретившиеся на одном рецензентском столе и выпущенные одним издательством, послужат ему утешением. И прочитаны они, спешу добавить, и могут, и должны быть вместе и подряд, как две части одной инструкции. И даже одного психотерапевтического пособия. Потому что современное искусство (по чересчур широкому, но не лишенному оснований определению Оссиана Уорда, это «все искусство, созданное после 2000 года»), разумеется, шок и разрыв шаблонов, и авторы обеих книг прекрасно отдают себе в этом отчет. Зато они, в отличие от нас, знают, как с этим справляться!

Прежде всего, учит нас Уорд, надо помнить: обман типовых ожиданий принадлежит к самой сути новейших художественных практик. «Даже традиционные художественные формы, — пишет он, — сейчас порой представляют собой не то, чего мы от них ожидаем. Отдельно взятая картина может быть нечитаема в отрыве от остальной серии… Современный художник может… замаскировать свою скульптуру под предмет обихода или заставить нас думать, будто ему совершенно плевать на скульптурные традиции». Да и Гильда Уильямс, автор второй книги, совершенно с ним солидарна, добавляя лишь, что не только сами арт-объекты наших дней, но и значительная часть того, что о них написано, «с трудом поддается пониманию». Главное же: современное искусство требует принципиально большей, чем прежде, активности воспринимающего.

Значит, первая задача реципиента — правильно выстроить собственное восприятие. Для этого Уорд предлагает хорошо запоминаемую формулу TABULA, отталкиваясь от латинского выражения tabula rasa, «чистая доска», что означает максимальную непредвзятость, очищенность от предрассудков, открытость, с которой следует подступать к воспринимаемым эстетическим объектам. Каждой букве формулы соответствует одно внутреннее свойство. Составным частям этой путеводной «табулы» переводчик Светлана Кузнецова придала следующий русский облик: «Т» — терпение, «А» — ассоциации, «Б» — бэкграунд, «У» — усвоение, «Л» — лучше посмотреть еще раз и, наконец, «А» — анализ. Далее на конкретных примерах показано, как эти приемы работают.

Книга же Уильямс о том, как писать об увиденном (а также о том, как читать написанное!), — следующий шаг на этом пути, ведь писание текстов о произведениях искусства — не что иное, как их усиленное, рационально выстроенное, проясненное видение, к тому же адресованное другим. Здесь нам предложена в буквальном смысле пошаговая инструкция — конструктор, из деталей которого может быть собран — и представлен в виде текста — взгляд на арт-объект. А потому этот сборник формул (это ведь они!) будет полезен и тем, кто пока среди арт-критиков себя не видит.


Уорд О. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство / Пер. С. Кузнецовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 176 с., ил.

Уильямс Г. Как писать о современном искусстве / Пер. Е. Рубиновой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с., ил. (Garage Pro)

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+