18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спасенная после похищения акварель Врубеля вернется в Армению

Владимир Путин передал президенту Армении Сержу Саргсяну отреставрированную акварель Михаила Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон». Произведение на время приедет Москву в 2020 году, на выставку художника в Третьяковской галерее

Президент России Владимир Путин, президент Армении Серж Саргсян, художник-реставратор Инна Соловова и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова (справа) во время церемонии передачи акварели Врубеля. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС
Президент России Владимир Путин, президент Армении Серж Саргсян, художник-реставратор Инна Соловова и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова (справа) во время церемонии передачи акварели Врубеля.
Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

Президент России Владимир Путин передал президенту Армении Сержу Саргсяну отреставрированную в Государственной Третьяковской галерее акварель Михаила Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон». Церемония передачи прошла накануне в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке в рамках Дней культуры Армении в РФ.

Акварель 1891 года из серии иллюстраций Врубеля к поэме Михаила Лермонтова «Демон» первоначально находилась в коллекции Саввы Мамонтова. Позднее она попала в собрание балерины Екатерины Гельцер, после смерти которой «Ангела…» купил профессор Арам Абрамян. Доктор медицинских наук родом из Еревана увлекался искусством и собрал внушительную коллекцию художников конца XIX — ХХ веков, которая легла в основу Музея русского искусства в Ереване.

Акварель Михаила Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон» (1891) после реставрации. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Акварель Михаила Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон» (1891) после реставрации.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В 1995 году акварель из музея была украдена и найдена только спустя 20 лет. В марте 2017 года правоохранительные органы передали находку на реставрацию в Третьяковскую галерею. «Когда мы получили акварель, она представляла собой руину. Она состояла из более чем десяти неровных кусочков, некоторые составляли доли миллиметра. К счастью, разрывы не коснулись самых значимых частей. Процесс реставрации был особенно сложен еще и потому, что рисунок исполнен на специфическом картоне. Нужно было расслаивать бумагу, промывать в специальных растворах и собирать обратно по крупицам», — рассказывает TANR Ирина Шуманова, старший научный сотрудник отдела графики XVIII–XX веков Третьяковской галереи. В общей сложности работы по восстановлению заняли семь месяцев, процессом руководила художник-реставратор Инна Соловова. В ходе реставрации велась макросъемка, которую вскоре собираются выложить на сайте музея.

Ирина Шуманова также сообщила, что в 2020 году в ГТГ планируют провести большую персональную выставку Михаила Врубеля. Один из разделов экспозиции посвятят истории реставрации. Ради этого акварель, которая уже отправилась в ереванский Музей русского искусства, на время вернется в Москву. Напомним, что Третьяковская галерея обладает самой обширной коллекцией иллюстраций Врубеля. Сейчас их можно увидеть на приуроченной к завершению реставрации мини-выставке в зале Врубеля в Лаврушинском переулке.

Еще одним важным событием в рамках Дней культуры Армении в РФ стала выставка картин армянского художника Мартироса Сарьяна, подготовленная в короткие сроки специально к встрече президентов двух стран и торжественно открытая ими также 15 ноября. В экспозиции представлено около 30 красочных произведений живописца (13 картин из коллекции Третьяковки и 16 произведений из музеев Армении). Выставка продлится до 14 января.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+