Помпеи заинтересовались современным искусством

№58, ноябрь 2017
№58
Материал из газеты

Художникам предложили создать скульптуры с использованием археологических фрагментов, найденных во время раскопок древнеримского города

Энди Уорхол. «Везувий». Фото: Madre
Энди Уорхол. «Везувий».
Фото: Madre

Помпеи приглашают художников для создания скульптурных произведений с использованием фрагментов археологических памятников из раскопок этого древнеримского города. По мнению генерального директора археологического комплекса Массимо Осанны, эта инициатива покажет, что Помпеи остаются «местом, где живет современность». Осанна планирует создать постоянную коллекцию новых работ и открыть для них выставочное пространство. Проект стартует 19 ноября, начнется он с большой выставки, повествующей об увлечении Помпеями художников и писателей, ученых и архитекторов — от Гете до Ле Корбюзье — с момента первых раскопок в 1748 году. Извлеченные из земли античные предметы вместе с послевоенным и современным искусством примут участие в выставке в Музее современного искусства Madre в Неаполе. В экспозицию также будут включены вдохновленные археологической темой работы Лор Пруво, Адриана Вильяра Рохаса, Марка Диона и других.

Выставка «Помпеи в Madre. Археологические материалы» стала итогом сотрудничества городского музея современного искусства и археологического комплекса. Она организована совместными усилиями Осанны и директора Madre Андреа Вилиани, состоит из двух частей и займет более половины музейных пространств. Первая часть воссоздает типичный помпейский дом, вторая представляет собой «интеллектуальные раскопки» истории Помпеев с конца XVIII века до «Большого помпейского проекта». Эта реставрационная кампания с бюджетом €105 млн, инициированная Евросоюзом и правительством Италии в 2012 году, должна завершиться к концу 2018-го.

Помпейские чаши с пигментами (I в. н. э.). Фото: Parco Archeologico di Pompei/Amedeo Benestante
Помпейские чаши с пигментами (I в. н. э.).
Фото: Parco Archeologico di Pompei/Amedeo Benestante

Идея выставки, по словам Осанны, возникла благодаря «дружбе и взаимному уважению» директоров двух музеев, а также активной роли президента фонда Madre Пьерпаоло Форте в совете директоров архео­логического комплекса. «Мы разделяем мнение, что культурное наследие предназначено не столько для узкого круга специалистов, сколько для миллионов посетителей, приезжающих сюда ежегодно, поэтому нам нужно адаптировать этот древний город к современному миру», — говорит Осанна. Недавно он присоединился к совету фонда, который управляет музеем Madre.

В первой части выставки (до 24 сентября 2018 года) два нижних этажа Madre, по словам Вилиани, превратятся в «гипотетический современный домус» (термин, обозначающий родовые особняки в Помпеях). Посетители будут входить в здание через холл с красными стенами Даниеля Бюрена, чтобы затем подняться наверх в декоративный триклиний (пиршественный зал) Франческо Клементе и увидеть созданную специально для музея инсталляцию Миммо Паладино в кубикулуме (спальне).

Фрагмент статуи, пострадавшей при бомбардировке в 1943 г. Фото: Madre
Фрагмент статуи, пострадавшей при бомбардировке в 1943 г.
Фото: Madre

Во второй части выставки (до 30 апреля 2018 года) современное искусство будет представлено вместе с классическими работами из других музеев. Так, например, холсты Энди Уорхола с извергающимся Везувием из Музея Каподимонте в Неаполе, где эта серия была впервые показана в 1985 году, присоединятся к коллекции других картин, изображающих последний день Помпеев.

Центральными экспонатами станут два ящика археологического материала из помпейских хранилищ — фрагменты амфор и мраморных статуй, вдребезги разбитых в ходе бомбардировки союзниками в 1943 году. Следующим летом современным художникам предложат создать скульптуры с использованием этих обломков. «Мы надеемся, что их работы совершат тур по музеям мира, а затем вернутся в Помпеи», — говорит Осанна. Авторам будет предоставлена полная творческая свобода, однако директор комплекса подчеркивает, что фрагменты древних скульптур должны «остаться неизменными». Таким образом получается, что «идея радикальна, но при этом почтительна».

Осанна уверен, что новые произведения положат начало коллекции современного искусства в Помпеях. Она будет демонстрироваться на бывшем заводе взрывчатых веществ, приобретенном музеем в прошлом году. Заброшенный комплекс, расположенный в 4 км от античного города, вместит лектории, студии, реставрационные мастерские и фондохранилища, а также залы для временных выставок и даже резиденции для художников. По мнению Осанны, на перестройку здания уйдет не менее двух лет.

Именно при Осанне на посту руководителя стартовала первая регулярная программа временных выставок в Помпеях, в том числе с участием экспонатов, которые долго пылились в запасниках или гастролировали за рубежом. Новый проект — это еще один шаг по пути перемен, по которому Помпеи, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, движутся с 2010 года, когда после обрушения в результате ливней нескольких древних построек международное сообщество забило тревогу. «Благодаря „Большому помпейскому проекту“ город-памятник из объекта скандала превратился в центр творческих экспериментов, — говорит его директор. — Мне кажется, это настоящий источник идей». 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+