18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исследователи раскрыли секреты бразильских и аргентинских авангардистов 1940–1950-х годов

№58, ноябрь 2017
№58
Материал из газеты

Технические аспекты их творчества представлены на выставке в Центре Гетти

Уиллис де Кастру. Активный объект (красно-белый куб). 1962. Коллекция Патрисии Фелпс де Сиснерос. Фото: Walter de Castro
Уиллис де Кастру. Активный объект (красно-белый куб). 1962. Коллекция Патрисии Фелпс де Сиснерос.
Фото: Walter de Castro

Несмотря на то что существует немало искусствоведческих работ, посвященных художникам-авангардистам из Бразилии и Аргентины 1940–1950-х годов, технические аспекты их творчества изучены мало, а точнее, были мало изучены до недавнего времени. Совместно с представителями Коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос специалисты из Института реставрации Гетти и Исследовательского института Гетти на протяжении трех лет вели беспрецедентное исследование 30 произведений таких художников-конкретистов и неоконкретистов, как Уиллиc де Каcтру, Элиу Ойтисика, Лижия Кларк и Рауль Лосса. Все они входят в собрание работающего в Нью-Йорке и Каракасе фонда и принадлежат к числу 100 произведений, подаренных нью-йоркскому Музею современного искусства в 2016 году. Результаты были представлены на выставке, недавно открывшейся в Центре Гетти в рамках программы «Тихоокеанское стандартное время: LA/LA».

Бразильский художник Вальдемар Кордейру за работой. 1950-е годы. Фото: Walter de Castro
Бразильский художник Вальдемар Кордейру за работой. 1950-е годы.
Фото: Walter de Castro

Исследователи установили, как создавались эти произведения и какие материалы использовали художники, в том числе проанализировали краски и способы их нанесения. По словам вошедшей в число кураторов этой выставки Пии Готтшаллер, старшего научного сотрудника Института реставрации Гетти, они обнаружили «всю палитру красок ХХ века», в особенности в работах мастеров из Бразилии — страны, которая «быстро индустриализировалась, стремясь стать игроком международного уровня, не зависящим от материалов, поставляемых из-за границы». Широко использовались и бытовые краски, поскольку они стоили дешевле художественных и были самовыравнивающимися благодаря своему составу.
Также был изучен вопрос о правильной развеске произведений конкретного искусства, стоящего между живописью и скульптурой. Готтшаллер обнаружила фотографию, на которой запечатлена работа бразильца Вальдемара Кордейру, установленная самим художником. На снимке видно, что она повернута на 90 градусов относительно положения, в котором ее экспонировали впоследствии. Также был подробно изучен вопрос о том, под каким углом должен висеть «Активный объект (красно-белый куб)» (1962) де Кастру. «Художники-абстракционисты нередко меняют расположение своих работ, так что, как правило, на их обратной стороне можно найти стрелки, указывающие верное направление. Но в этих двух случаях четких указаний нет», — рассказала куратор.

Готтшаллер особенно интересовало, как художники писали линии и углы. «Они уделяли очень много внимания углам и тому, как они должны выглядеть», — говорит она. К примеру, Альфредо Лито создавал их при помощи рейсфедеров, которыми пользуются чертежники, но вместо чернил брал масляные краски, разбавленные скипидаром. 

Наметанным глазом можно легко определить, каким именно инструментом — от угольника до клейкой ленты — пользовался автор картины. Готтшаллер надеется «научить зрителей различать эти особенности, продемонстрировав разные рельефы» на выставке. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+