18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Однодневная выставка Christie’s в Москве: Фаберже, Гончарова и русские ордена маршала Мюрата

Аукционный дом представляет топ-лоты лондонских торгов русского искусства

Гвоздь программы — небольшая, но исключительная по качеству европейская коллекция изделий Карла Фаберже и предметов с императорским провенансом. Она состоит из 19 лотов, которые выставлены на торги Christie’s в Лондоне 27 ноября. Предварительная оценка коллекции — около £2 млн. В Москву привезли девять вещей из этого собрания, в том числе миниатюрную модель портшеза (переносного кресла) из многоцветного золота, украшенную эмалью (мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, 1899–1903). Крошечных моделей мебели, изготовленных фирмой Фаберже, известно очень мало, и практически все они находятся в музейных и королевских собраниях (в частности, у британской королевы). Данный портшез когда-то принадлежал крупному промышленнику Максимилиану Отмару Нойшеллеру, одному из владельцев Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры. Это самый дорогой лот предстоящего аукциона, его предварительная оценка составляет £700 тыс. — £1 млн. Есть все основания полагать, что цена на аукционе дойдет до миллионной отметки и даже перешагнет ее. Для сравнения: в апреле 2007 года на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке бонбоньерка в форме кресла ушла с молотка за $2,2 млн. Конечно, можно возразить, что это был период, когда спрос и цены на русское искусство были на пике, но Фаберже высоко ценился всегда и востребован не только российскими коллекционерами.

Еще одна находка из той же коллекции — серебряная фигурка носорога с заводным механизмом (Санкт-Петербург, около 1909). Подобных «игрушек для взрослых» фирмы Фаберже сохранилось всего четыре экземпляра, и это одна из них. Помимо уникальности и хитроумного механизма, к достоинствам вещи можно добавить императорский провенанс: предмет был подарен женой Александра III императрицей Марией Федоровной внуку, князю Василию Александровичу. Именно у его наследников отец теперешнего владельца и приобрел эту вещь, которая выставлена на торги с эстимейтом £300–500 тыс. Глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен, следуя правилам аукционного дома, имя коллекционера не называет, но отмечает, что собрание Фаберже хоть и небольшое, но выдающееся, а предметы из него неоднократно были представлены на выставках, в том числе в Эрмитаже, а также в Лондоне и Париже. «Этот человек собирал мало, но умел найти уникальные вещи: великолепные по технике исполнения, с безупречным провенансом и самые „желанные“ изделия Фаберже, например „игрушки для взрослых“ вроде носорога с заводным механизмом или миниатюрной мебели».

На однодневной выставке Christie’s можно увидеть еще один подарок Марии Федоровны, на этот раз ее супругу императору Александру III по случаю 24-летия их брака в 1890 году. Портсигар мастера Михаила Перхина с клеймом Фаберже из двухцветного золота, украшенный эмалью, происходит из той же коллекции и оценивается в £250–350 тыс. Сам Александр III, в свою очередь, подарил сыну, цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, на его 25-летие в 1893 году золотой портсигар, украшенный эмалью и драгоценными камнями, уже фирмы Гана с клеймом мастера Александра Трейдена (эстимейт £70–90 тыс.).

Наконец, еще один подарочный лот — брошь из золота и серебра, выполненная по эскизам Альмы Пиль, одного из известнейших финских ювелиров XX века, которая работала в фирме Карла Фаберже. Драгоценное украшение в форме снежинки (эстимейт £40–60 тыс.) было подарено нефтяным магнатом Эммануилом Нобелем жене одного из деловых партнеров. Известно, что Нобель заказал у Фаберже несколько брошей дизайна Альмы Пиль для подарков и презентовал их своим гостьям во время торжественных приемов. Кроме портсигара, бонбоньерки, табакерки и набалдашника для зонтика из того же собрания, на выставке представлены изделия Фаберже из других источников: в частности, большая модель медведя из белого оникса, оцененная в £200–300 тыс., и серебряный звонок в форме зайца, украшенный драгоценными камнями (эстимейт £30–50 тыс.).

Из других предметов декоративно-прикладного искусства в Москву привезли две редкие фарфоровые плакетки на военную тематику (эстимейт £40–60 тыс.) и русские ордена из коллекции семьи Мюрат, наследников того самого легендарного французского маршала, сподвижника Наполеона Иоахима Мюрата. Орден Cвятого Александра Невского и орден Cвятого апостола Андрея Первозванного были преподнесены Мюрату во время заключения Тильзитского мира между Россией и Францией в 1807 году. Их предварительная оценка составляет £80–120 тыс. за каждый.

Из живописи в этот раз на предаукционной выставке Christie’s всего две работы, обе написаны русскими художницами. Особого внимания заслуживает «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1914 года. Долгое время картина приписывалась Михаилу Ларионову, и, только попав к специалистам аукционного дома, она была верно атрибутирована. Работа большого формата, написанная в традициях сезаннизма, оценивается в £500–700 тыс. Также на выставке можно увидеть полотно русской парижанки Марии Васильевой 1921 года, на котором изображено знаменитое артистическое кафе «Ротонда» (эстимейт £180–250 тыс.).

Выставка открыта в галерее московского офиса Christie’s 9 ноября с 10 до 18 часов по адресу: Романов переулок, дом 2/6, строение 13.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+