Однодневная выставка Christie’s в Москве: Фаберже, Гончарова и русские ордена маршала Мюрата

Аукционный дом представляет топ-лоты лондонских торгов русского искусства

Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Санкт-Петербург, около 1807. Из коллекции семьи Мюрат. Фото: Christie'
Редкая фарфоровая плакетка на военную тематику. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1841. Фото: Christie'
Глава русского отдела аукционного дома Алексей Тизенгаузен показывает портсигар фирмы Гана (1893). Фото: Christie'
Серебряный звонок в форме зайца. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1904–1908. Фото: Christie'
Наталия Гончарова. «Натюрморт с чайником и апельсинами». Фото: Christie'
Миниатюрная модель портшеза. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1899–1903. Фото: Christie'
Мария Васильева. «Кафе „Ротонда“». 1921. Фото: Christie'
Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Санкт-Петербург, около 1807. Из коллекции семьи Мюрат.
Фото: Christie'
Редкая фарфоровая плакетка на военную тематику. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1841.
Фото: Christie'
Глава русского отдела аукционного дома Алексей Тизенгаузен показывает портсигар фирмы Гана (1893).
Фото: Christie'
Серебряный звонок в форме зайца. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1904–1908.
Фото: Christie'
Наталия Гончарова. «Натюрморт с чайником и апельсинами».
Фото: Christie'
Миниатюрная модель портшеза. Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1899–1903.
Фото: Christie'
Мария Васильева. «Кафе „Ротонда“». 1921.
Фото: Christie'

Гвоздь программы — небольшая, но исключительная по качеству европейская коллекция изделий Карла Фаберже и предметов с императорским провенансом. Она состоит из 19 лотов, которые выставлены на торги Christie’s в Лондоне 27 ноября. Предварительная оценка коллекции — около £2 млн. В Москву привезли девять вещей из этого собрания, в том числе миниатюрную модель портшеза (переносного кресла) из многоцветного золота, украшенную эмалью (мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, 1899–1903). Крошечных моделей мебели, изготовленных фирмой Фаберже, известно очень мало, и практически все они находятся в музейных и королевских собраниях (в частности, у британской королевы). Данный портшез когда-то принадлежал крупному промышленнику Максимилиану Отмару Нойшеллеру, одному из владельцев Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры. Это самый дорогой лот предстоящего аукциона, его предварительная оценка составляет £700 тыс. — £1 млн. Есть все основания полагать, что цена на аукционе дойдет до миллионной отметки и даже перешагнет ее. Для сравнения: в апреле 2007 года на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке бонбоньерка в форме кресла ушла с молотка за $2,2 млн. Конечно, можно возразить, что это был период, когда спрос и цены на русское искусство были на пике, но Фаберже высоко ценился всегда и востребован не только российскими коллекционерами.

Еще одна находка из той же коллекции — серебряная фигурка носорога с заводным механизмом (Санкт-Петербург, около 1909). Подобных «игрушек для взрослых» фирмы Фаберже сохранилось всего четыре экземпляра, и это одна из них. Помимо уникальности и хитроумного механизма, к достоинствам вещи можно добавить императорский провенанс: предмет был подарен женой Александра III императрицей Марией Федоровной внуку, князю Василию Александровичу. Именно у его наследников отец теперешнего владельца и приобрел эту вещь, которая выставлена на торги с эстимейтом £300–500 тыс. Глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен, следуя правилам аукционного дома, имя коллекционера не называет, но отмечает, что собрание Фаберже хоть и небольшое, но выдающееся, а предметы из него неоднократно были представлены на выставках, в том числе в Эрмитаже, а также в Лондоне и Париже. «Этот человек собирал мало, но умел найти уникальные вещи: великолепные по технике исполнения, с безупречным провенансом и самые „желанные“ изделия Фаберже, например „игрушки для взрослых“ вроде носорога с заводным механизмом или миниатюрной мебели».

На однодневной выставке Christie’s можно увидеть еще один подарок Марии Федоровны, на этот раз ее супругу императору Александру III по случаю 24-летия их брака в 1890 году. Портсигар мастера Михаила Перхина с клеймом Фаберже из двухцветного золота, украшенный эмалью, происходит из той же коллекции и оценивается в £250–350 тыс. Сам Александр III, в свою очередь, подарил сыну, цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, на его 25-летие в 1893 году золотой портсигар, украшенный эмалью и драгоценными камнями, уже фирмы Гана с клеймом мастера Александра Трейдена (эстимейт £70–90 тыс.).

Наконец, еще один подарочный лот — брошь из золота и серебра, выполненная по эскизам Альмы Пиль, одного из известнейших финских ювелиров XX века, которая работала в фирме Карла Фаберже. Драгоценное украшение в форме снежинки (эстимейт £40–60 тыс.) было подарено нефтяным магнатом Эммануилом Нобелем жене одного из деловых партнеров. Известно, что Нобель заказал у Фаберже несколько брошей дизайна Альмы Пиль для подарков и презентовал их своим гостьям во время торжественных приемов. Кроме портсигара, бонбоньерки, табакерки и набалдашника для зонтика из того же собрания, на выставке представлены изделия Фаберже из других источников: в частности, большая модель медведя из белого оникса, оцененная в £200–300 тыс., и серебряный звонок в форме зайца, украшенный драгоценными камнями (эстимейт £30–50 тыс.).

Из других предметов декоративно-прикладного искусства в Москву привезли две редкие фарфоровые плакетки на военную тематику (эстимейт £40–60 тыс.) и русские ордена из коллекции семьи Мюрат, наследников того самого легендарного французского маршала, сподвижника Наполеона Иоахима Мюрата. Орден Cвятого Александра Невского и орден Cвятого апостола Андрея Первозванного были преподнесены Мюрату во время заключения Тильзитского мира между Россией и Францией в 1807 году. Их предварительная оценка составляет £80–120 тыс. за каждый.

Из живописи в этот раз на предаукционной выставке Christie’s всего две работы, обе написаны русскими художницами. Особого внимания заслуживает «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1914 года. Долгое время картина приписывалась Михаилу Ларионову, и, только попав к специалистам аукционного дома, она была верно атрибутирована. Работа большого формата, написанная в традициях сезаннизма, оценивается в £500–700 тыс. Также на выставке можно увидеть полотно русской парижанки Марии Васильевой 1921 года, на котором изображено знаменитое артистическое кафе «Ротонда» (эстимейт £180–250 тыс.).

Выставка открыта в галерее московского офиса Christie’s 9 ноября с 10 до 18 часов по адресу: Романов переулок, дом 2/6, строение 13.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+