18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Однодневная выставка Christie’s в Москве: Фаберже, Гончарова и русские ордена маршала Мюрата

Аукционный дом представляет топ-лоты лондонских торгов русского искусства

Гвоздь программы — небольшая, но исключительная по качеству европейская коллекция изделий Карла Фаберже и предметов с императорским провенансом. Она состоит из 19 лотов, которые выставлены на торги Christie’s в Лондоне 27 ноября. Предварительная оценка коллекции — около £2 млн. В Москву привезли девять вещей из этого собрания, в том числе миниатюрную модель портшеза (переносного кресла) из многоцветного золота, украшенную эмалью (мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, 1899–1903). Крошечных моделей мебели, изготовленных фирмой Фаберже, известно очень мало, и практически все они находятся в музейных и королевских собраниях (в частности, у британской королевы). Данный портшез когда-то принадлежал крупному промышленнику Максимилиану Отмару Нойшеллеру, одному из владельцев Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры. Это самый дорогой лот предстоящего аукциона, его предварительная оценка составляет £700 тыс. — £1 млн. Есть все основания полагать, что цена на аукционе дойдет до миллионной отметки и даже перешагнет ее. Для сравнения: в апреле 2007 года на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке бонбоньерка в форме кресла ушла с молотка за $2,2 млн. Конечно, можно возразить, что это был период, когда спрос и цены на русское искусство были на пике, но Фаберже высоко ценился всегда и востребован не только российскими коллекционерами.

Еще одна находка из той же коллекции — серебряная фигурка носорога с заводным механизмом (Санкт-Петербург, около 1909). Подобных «игрушек для взрослых» фирмы Фаберже сохранилось всего четыре экземпляра, и это одна из них. Помимо уникальности и хитроумного механизма, к достоинствам вещи можно добавить императорский провенанс: предмет был подарен женой Александра III императрицей Марией Федоровной внуку, князю Василию Александровичу. Именно у его наследников отец теперешнего владельца и приобрел эту вещь, которая выставлена на торги с эстимейтом £300–500 тыс. Глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен, следуя правилам аукционного дома, имя коллекционера не называет, но отмечает, что собрание Фаберже хоть и небольшое, но выдающееся, а предметы из него неоднократно были представлены на выставках, в том числе в Эрмитаже, а также в Лондоне и Париже. «Этот человек собирал мало, но умел найти уникальные вещи: великолепные по технике исполнения, с безупречным провенансом и самые „желанные“ изделия Фаберже, например „игрушки для взрослых“ вроде носорога с заводным механизмом или миниатюрной мебели».

На однодневной выставке Christie’s можно увидеть еще один подарок Марии Федоровны, на этот раз ее супругу императору Александру III по случаю 24-летия их брака в 1890 году. Портсигар мастера Михаила Перхина с клеймом Фаберже из двухцветного золота, украшенный эмалью, происходит из той же коллекции и оценивается в £250–350 тыс. Сам Александр III, в свою очередь, подарил сыну, цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, на его 25-летие в 1893 году золотой портсигар, украшенный эмалью и драгоценными камнями, уже фирмы Гана с клеймом мастера Александра Трейдена (эстимейт £70–90 тыс.).

Наконец, еще один подарочный лот — брошь из золота и серебра, выполненная по эскизам Альмы Пиль, одного из известнейших финских ювелиров XX века, которая работала в фирме Карла Фаберже. Драгоценное украшение в форме снежинки (эстимейт £40–60 тыс.) было подарено нефтяным магнатом Эммануилом Нобелем жене одного из деловых партнеров. Известно, что Нобель заказал у Фаберже несколько брошей дизайна Альмы Пиль для подарков и презентовал их своим гостьям во время торжественных приемов. Кроме портсигара, бонбоньерки, табакерки и набалдашника для зонтика из того же собрания, на выставке представлены изделия Фаберже из других источников: в частности, большая модель медведя из белого оникса, оцененная в £200–300 тыс., и серебряный звонок в форме зайца, украшенный драгоценными камнями (эстимейт £30–50 тыс.).

Из других предметов декоративно-прикладного искусства в Москву привезли две редкие фарфоровые плакетки на военную тематику (эстимейт £40–60 тыс.) и русские ордена из коллекции семьи Мюрат, наследников того самого легендарного французского маршала, сподвижника Наполеона Иоахима Мюрата. Орден Cвятого Александра Невского и орден Cвятого апостола Андрея Первозванного были преподнесены Мюрату во время заключения Тильзитского мира между Россией и Францией в 1807 году. Их предварительная оценка составляет £80–120 тыс. за каждый.

Из живописи в этот раз на предаукционной выставке Christie’s всего две работы, обе написаны русскими художницами. Особого внимания заслуживает «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1914 года. Долгое время картина приписывалась Михаилу Ларионову, и, только попав к специалистам аукционного дома, она была верно атрибутирована. Работа большого формата, написанная в традициях сезаннизма, оценивается в £500–700 тыс. Также на выставке можно увидеть полотно русской парижанки Марии Васильевой 1921 года, на котором изображено знаменитое артистическое кафе «Ротонда» (эстимейт £180–250 тыс.).

Выставка открыта в галерее московского офиса Christie’s 9 ноября с 10 до 18 часов по адресу: Романов переулок, дом 2/6, строение 13.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+