В Эрмитаже крутят «Октябрь» Сергея Эйзенштейна

№58, ноябрь 2017
№58
Материал из газеты

Музей воссоздал историю фильма о взятии Зимнего. Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна  «Октябрь». 1927. Фото: Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна  «Октябрь». 1927.
Фото: Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Тот факт, что в октябре 1917 года не было никакого штурма Зимнего дворца, давно известен. Музей же исследует механику возникновения героического мифа. К десятилетию Октябрьской революции кинорежиссеры Сергей ­Эйзенштейн и Григорий Александров получили партийное задание снять о ней кинокартину. Собрав воспоминания участников событий, авторы будущего фильма поняли, что они сильно разнятся. И сочинили свой эффектный эпизод с огромной толпой, бегущей от арки Главного штаба через Дворцовую площадь на штурм Зимнего, кадры с матросом, перелезающим через ажурные главные ворота, перестрелку на парадной Иорданской лестнице. И холостой выстрел «Авроры». Очень скоро эти фрагменты фильма стали использоваться как документальная кинохроника.

Афиша фильма «Октябрь» к показу в московском кинотеатре «Форум». 1928. Фото:  Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
Афиша фильма «Октябрь» к показу в московском кинотеатре «Форум». 1928.
Фото: Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Киногруппа работала в Зимнем дворце, что называется, in situ, на ходу меняя сценарий. Кое-что придуманное и даже отснятое не вошло в картину, как сцены в лазарете, бельевой, кочегарке. 

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна  «Октябрь». 1927. Фото: Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна  «Октябрь». 1927.
Фото: Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

На роль Ленина из-за внешнего сходства был назначен пролетарий Василий Никандров. Известно, что Александров жаловался Эйзенштейну на Никандрова, который регулярно нарушал «спортивный режим». Зато киногруппа захотела и получила статуэтки из Кунсткамеры, ради съемок средь бела дня останавливалось трамвайное движение и разводился Дворцовый мост. Соорудили дополнительную электростанцию, еще четыре «молотили» на кино, оставляя без света соседние кварталы. «Наш администратор маленький Сомов стал похож на главнокомандующего. Его заботы сейчас: довольствие ­войск, эшелоны из Луги, разработка оцепления конной и пешей милицией», — писал Сергей Эйзенштейн в дневнике. 

После выхода на экраны «Октябрь» раскритиковали. По мнению Эйзенштейна, о фильме судили по «потемкинскому канону», то есть по кинокартине «Броненосец „Потемкин“» 1925 года. Тем не менее «Октябрь» продержался на экранах до 1933-го. 

Через несколько лет Жан Ренуар, снимая свою «Марсельезу», использовал наработки Эйзенштейна и Александрова.
Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина. Первая часть — демонстрация фильма «Октябрь». Вторая — информационные стенды с историей съемок. Третья — документальный ролик, воспроизводящий материалы из РГАЛИ и архив Александрова из коллекции Александра Добровинского. Оттуда же фото Эйзенштейна, сидящего в халате у камина в библиотеке Николая II, и плакат кинотеатра «Форум» на Садовой-Сухаревской (ныне полуразрушенного), призывающий посмотреть «шедевр кинематографии». Революционное немое кино требовало многократного усиления.  

Государственный Эрмитаж
Сергей Эйзенштейн. «Октябрь» в Зимнем
7 ноября 2017 – 5 марта 2018

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+