Модильяни, Сутина и Вламинка покажут в Музее Фаберже

№58, ноябрь 2017
№58
Материал из газеты

Знаменитую коллекцию Йонаса Неттера впервые выставят в России

Морис Утрилло. «Церковная площадь в Монманьи». Около 1907. Фото: Pinacothèque de Pari
Морис Утрилло. «Церковная площадь в Монманьи». Около 1907.
Фото: Pinacothèque de Pari

После сверхуспешной выставки Фриды Кало и показа Сальвадора Дали Музей Фаберже делает ставку на искусство, которое по легендарности за пределами круга почитателей художников ХХ века не уступит двум первым звездам. Впервые в России выставляется 120 произведений представителей Парижской школы из знаменитой коллекции Йонаса Неттера (1867–1946):  Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Морис Утрилло, Моисей Кислинг, Андре Дерен, Морис Вламинк.

Амедео Модильяни. «Эльвира с белым воротничком». 1917–1918. Фото: Pinacothèque de Pari
Амедео Модильяни. «Эльвира с белым воротничком». 1917–1918.
Фото: Pinacothèque de Pari

В 1915 году Неттер познакомился в Париже с маршаном Леопольдом Зборовским, который стал на него работать. Неттер и Зборовский заключили, как сейчас говорят, эксклюзивный контракт с Модильяни. Неттер платил художнику 300 франков в месяц, за что они получали все, что он создает, — примерно 12–14 картин. К 1917 году гонорар вырос до 500 франков, в 1919-м — до 1 тыс. Аналогичные соглашения существовали с Сутиным и Утрилло. 

Коллекция Неттера принадлежит его наследникам и лишь в последние годы стала выставляться. Украшением петербургской выставки будут два портрета Жанны Эбютерн, подруги Модильяни. Они познакомились на карнавале в марте 1917 года, и, несмотря на пагубное пристрастие художника к «веществам, расширяющим сознание», Жанна стала жить с Модильяни, родила дочь и покончила с собой на следующий день после его смерти. 

Моисей Кислинг. «Мужской портрет» («Йонас Неттер»). 1920. Фото: Pinacothèque de Pari
Моисей Кислинг. «Мужской портрет» («Йонас Неттер»). 1920.
Фото: Pinacothèque de Pari

Хороша и подборка картин Сутина, друга Моди, — «Туша быка», «Битый заяц», «Красная лестница в Кань» и «Автопортрет». Интересно сопоставить последнее произведение с «Портретом Сутина» Модильяни. Автопортрет обходится без нежного любования, свойственного Модильяни, на нем Сутин сдержан и решителен. Неттер начал собирать картины с работ Утрилло. В Петербурге покажут пейзажи его лучшего, «белого периода»: «Церковная площадь в Монманьи» и «Ворота Сен-Мартен». 
Отдельного внимания заслуживают «Большие купальщицы» — гимн фовизму в исполнении Андре Дерена и неоклассический портрет Неттера, созданный его другом Моисеем Кислингом. С картины на нас внимательно смотрит мудрый человек в простом сером костюме — именно так выглядел коллекционер в первой половине прошлого века. 

Музей Фаберже
Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса
25 ноября – 25 марта 2018

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+