18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умерла Линда Нохлин

Феминистский арт-критик и историк искусства скончалась в возрасте 86 лет

Линда Нохлин. Фото: Адам Хастед
Линда Нохлин.
Фото: Адам Хастед

Одной из самых известных работ Линды Нохлин стало эссе «Почему не было великих художниц?» (1971). Оно во многом определило не только карьеру историкf искусства, в дальнейшем написавшей еще более сотни работ, но и развитие феминистской арт-критики на годы вперед. «Ничего, подобного феминистской истории искусств, не существовало, как все другие формы исторического дискурса, ее нужно было сконструировать», — писала Нохлин, и именно ей удалось положить начало этому направлению. В своем знаменитом эссе она предложила принципиально новый подход к ответу на вопрос, вынесенный в заглавие, заявив, что успех «гениальных» художников-мужчин объяснялся прежде всего системной поддержкой общественных институтов, многие века недоступной женщинам.

Благодаря Нохлин изменилась методология изучения классического искусства, до этого объяснявшая отсутствие громких женских имен природной неполноценностью женщин. Несмотря на признание, что великих художниц в истории старого искусства действительно не было, в 1976 году Линда Нохлин и Энн Сатерленд Харрис организовали выставку «Художницы 1550–1950» в Художественном музее округа Лос-Анджелес. Для многих именно эта экспозиция стала первым знакомством с работами Ангелики Кауфман, Артемизии Джентилески, Элизабет Виже-Лебрен и других художниц.

Феминистской критикой интересы Нохлин не ограничивались. Она окончила нью-йоркский Колледж Вассара (в то время женский) по специальности «философия» со специализациями по греческому языку и истории искусств. Магистерскую степень по английскому языку получила в Колумбийском университете в Нью-Йорке, а докторскую степень по истории искусств — в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. Свою диссертацию Нохлин посвятила Гюставу Курбе, поскольку, по ее словам, тогда ей хотелось «поработать над чем-то антимаккартистским, чем-то левым». В 1988 году именно она впервые показала публике самую скандальную работу художника — «Происхождение мира» (1866) на выставке «Переосмысленный Курбе» в Бруклинском музее.

Помимо упомянутого эссе «Почему не было великих художниц?», среди наиболее важных работ Линды Нохлин — «Реализм» (1971), «Женщины, искусство и власть» (1988), «Политика видения» (1991), «Тело по частям: фрагмент как метафора современности» (2001), «Купальщики, тела, красота» (2006) и книга «Нищета», посвященная феномену нищеты в искусстве XIX века.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+