В Екатеринбурге распахнулись «окна в Россию» XX века

В арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» с живописью и графикой из собраний Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и музеев Урала

Анастасия Уханова. «Пастеризация молока в советском колхозе». Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Анастасия Уханова. «Пастеризация молока в советском колхозе».
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Выставка в екатеринбургском Ельцин Центре — часть большого проекта «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», который совместно с московскими и областными музеями реализует компания «Ингосстрах» в честь своего 70-летия. Всероссийский тур произведений искусства, объединенных темой «окна в мир», начался с Калининграда, продолжился в Нижнем Новгороде и Сочи — и вот добрался до Урала. После завершения выставки в Екатеринбурге экспозиция отправится в Красноярск и Владивосток.

В каждом новом городе состав выставки меняется, пополняясь вещами из областных музеев. На этот раз к работам из Государственной Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства (ИРРИ) присоединились картины из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств и Пермской художественной галереи. «Если в Нижнем Новгороде экспозиция была разбита по жанрам, то в Екатеринбурге сделан акцент на хронологию. Каждый зал — новое десятилетие, от революции до перестройки, и новый этап в направлении искусства, от традиций передвижников до гиперреализма», — объясняет Надежда Степанова, арт-директор ИРРИ.

Александр Лабас. «Городская площадь». Фото: Пермская государственная художественная галерея
Александр Лабас. «Городская площадь».
Фото: Пермская государственная художественная галерея

Каждый раз меняется и дизайн экспозиции — за архитектурное решение отвечает бюро Project Eleven, которое для галереи Ельцин Центра придумало оформление, созвучное названию: в залы можно посмотреть через проемы в стене, напоминающие окна.

А вот неизменной остается тема. О ней на пресс-конференции рассказала сокуратор проекта, хранитель Третьяковской галереи Ольга Полянская: «Тема отсылает к классической метафоре окна в живописи, которая родилась еще в эпоху Ренессанса. Вместе с тем эта метафора подразумевает открытие мира и человека на всех этапах исторического развития».

Александр Волков. «Торжок». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Волков. «Торжок».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Идиллические пейзажи мастеров Союза русских художников Игоря Грабаря и Петра Петровичева в первом зале сменяются послереволюционным искусством. Здесь можно увидеть графику Бориса Кустодиева «Пролетарии всех стран, объединяйтесь» с красными флагами на фоне фабрики, рядом — испуганного героя картины 1919 года «Тревога» Кузьмы Петрова-Водкина, глядящего на будущее из зашторенного окна. В Екатеринбург привезли картину Александра Лабаса «Едут» из собрания племянницы художника, Ольги Бескиной-Лабас, лично представившей работу на открытии.

Зал военного и послевоенного искусства включает, с одной стороны, блокадную графику ленинградцев Соломона Боима и Анны Остроумовой-Лебедевой, с другой — живопись московских художников Петра Оссовского и Андрея Горского. Экскурсоводы не устают рассказывать, что один из художников этого зала Алексей Сидоров принимал участие в подготовке живописи к эвакуации из Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. Ведь, напоминают они, оттуда картины отправляли именно в Екатеринбург (в те годы Свердловск). К слову, куратор Уральской индустриальной биеннале, которая сейчас продолжается в Екатеринбурге на Уральском приборостроительном заводе, признается, что одна из его любимых работ — видео голландца Мелвина Моти как раз на эту тему. Оно показывает экскурсию по опустевшим залам Эрмитажа, во время которой экскурсовод рассказывает об эвакуированных картинах так, словно они все еще на своих местах.

Александр Петров, Елена Кореннова. «Два кипариса». 1986. Фото: Институт русского реалистического искусства
Александр Петров, Елена Кореннова. «Два кипариса». 1986.
Фото: Институт русского реалистического искусства

Наконец, последний зал выставки отдан под работы художников «сурового стиля» и гиперреалистов. «Яркое утро» Таира Салахова играет на контрасте с мрачной по колориту «Пьющей» Андрея Васнецова. Висят рядом мрачноватые работы гиперреалистов Андрея Волкова и Александра Петрова — друзей, героев акции 1980 года «Двое в одном свитере», которых и здесь решили не разлучать.

Жителям Москвы и Петербурга увидеть проект «Окна России» в одном из региональных вариантов не удастся, но для них ИРРИ подготовил специальные проекты — мультимедиа-спектакли в сопровождении симфонического оркестра. Билеты на спектакли, один из которых состоится 16 ноября в московском Концертном зале им. Чайковского, а другой — 18 ноября в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, будут разыгрываться. А вот билеты на екатеринбургскую выставку покупать не нужно: вход туда бесплатный. Главное — записаться еще и на мероприятия насыщенной образовательной программы, поскольку, если верить словам директора галереи Ильи Шипиловских, запись на треть из них уже закрыта, так как активные екатеринбуржцы забронировали все места.

Евсей Моисеенко. «Без названия» («Интерьер»). 1976. Фото: Институт русского реалистического искусства
Евсей Моисеенко. «Без названия» («Интерьер»). 1976.
Фото: Институт русского реалистического искусства

Другие осенние выставки в Екатеринбурге, которые нельзя пропустить

  1. «„Ясновидцы грядущего“. Русский авангард 1910–1920-х годов». Екатеринбургский музей изобразительных искусств. До 14 января
  2. 4-я Уральская индустриальная биеннале: новая грамотность. До 12 ноября
  3. «Между усталостью: к новым формам жизни». В рамках параллельной программы Уральской индустриальной биеннале. Дворец культуры железнодорожников. До 10 ноября
  4. «В новый мир. Современная фотография Китая». Центр фотографии «Март». До 17 декабря
Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+