Топ-лоты русских торгов: в Лондон через Москву

В начале ноября сразу три аукционных дома проведут в российской столице выставки в преддверии лондонских торгов русского искусства

Sotheby’s, 1–2 ноября
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»

ул. Воздвиженка, д. 5/25
Часы работы: 11:00 – 21:00

Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». Эстимейт £1,2–1,8 млн. Фото: Sotheby's
Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». Эстимейт £1,2–1,8 млн.
Фото: Sotheby's

На этот раз Sotheby’s показывает во флигеле Музея архитектуры топ-лоты сразу трех аукционов: «Русская живопись», «Русское декоративно-прикладное искусство» и «Искусство Советского Союза». Экспозиция разместится на двух этажах недавно отреставрированной «Руины» и будет буквально революционной с точки зрения дизайна: Sotheby’s впервые откажется от своего фирменного цвета стен в пользу красного — это своеобразный оммаж 100-летию революции 1917 года.

На протяжении двух дней, 1 и 2 ноября, можно будет увидеть 35 произведений c ноябрьских торгов, в том числе работы Ивана Айвазовского, Константина Сомова, Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой, а также Таира Салахова, Гриши Брускина, Семена Файбисовича и Рината Волигамси. В центре внимания, несомненно, окажется картина Николая Фешина из собрания калифорнийского Художественного музея Сан-Диего. Портрет ученицы Фешина, художницы и мецената Надежды Сапожниковой, оценивается в £1,2–1,8 млн.

Александра Экстер. «Обнаженные в изумрудном лесу с гитарой». 1930-е. Эстимейт £60–80 тыс. Фото: Sotheby'
Александра Экстер. «Обнаженные в изумрудном лесу с гитарой». 1930-е. Эстимейт £60–80 тыс.
Фото: Sotheby'

В Москву привезут целиком коллекцию живописи и гуашей Александры Экстер 1930-х годов, принадлежавшую Ихно Эзратти. Парижский бизнесмен еврейского происхождения был фактически обязан этой художнице жизнью — во время немецкой оккупации и массовой отправки евреев в лагеря смерти в 1942 году Экстер удалось укрыть его. После окончания войны Эзратти смог вернуть свое состояние, и тут уже он начал помогать Экстер. В последние годы ее жизни он стал близким другом, а после смерти и исполнителем ее завещания. Основную часть творческого наследия «амазонки авангарда» он отправил в Нью-Йорк художнику Симону Лиссиму, ученику, душеприказчику и фактически наследнику Экстер. Однако сам Эзратти также унаследовал несколько работ, и вместе с теми произведениями, которые он приобрел еще при жизни автора, они составляют коллекцию из 14 вещей. Сейчас наследники Эзратти приняли решение распродать собрание на Sotheby’s.


MacDougall’s, 2–3 ноября
Дом Зубовых на Таганке

ул. А. Солженицына, д. 9, стр. 1
Часы работы: 12:00 – 17:00

Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». Ок. 1936. Эстимейт £2–3 млн. Фото: MacDougall's
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». Ок. 1936. Эстимейт £2–3 млн.
Фото: MacDougall's

Предаукционная выставка русского искусства MacDougall’s пройдет в доме Зубовых на Таганке 2 и 3 ноября. Выставка будет более скромной по объему, всего 13 работ, но по части первых имен MacDougall’s не отстает: здесь Василий Поленов, Александр Дейнека, Константин Коровин, Сергей Судейкин, Борис Григорьев. В основном это произведения из двух крупных зарубежных частных собраний, так что выставка в особняке Зубовых — уникальная возможность увидеть, например, картину Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» или две работы Василия Поленова из евангельского цикла, прежде чем они попадут в руки новых владельцев.

Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400–600 тыс. Фото: MacDougall's
Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400–600 тыс.
Фото: MacDougall's

Двухметровое полотно Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» 1936 года (эстимейт £2–3 млн) станет одним из главных украшений экспозиции. Это первый вариант панно для легендарной Всемирной выставки в Париже 1937 года (советский павильон проектировал Борис Иофан, а венчала его скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»). Дейнека в цикле монументальных композиций для павильона разрабатывал тему нового советского героя-труженика. Все произведения из того цикла, кроме выставленного на торги, ныне находятся в музейных собраниях.

Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». £360–500 тыс. Фото: MacDougall'
Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». £360–500 тыс.
Фото: MacDougall'

Не менее интересны два полотна Василия Поленова, относящиеся к циклу «Из жизни Христа», тем более что обе картины появились на художественном рынке впервые за последние 100 лет. Это композиции «Решил идти в Иерусалим» и «Христос и Мария Магдалина» (эстимейт £360–500 тыс.). Кроме того, на выставке в Москве будут представлены натюрморт Константина Горбатова из семьи художника, холст редчайшего чеченского художника XIX столетия Петра Захарова-Чеченца и советский классик Андрей Мыльников, ставший одним из основоположников школы масляной живописи в Китае.


Christie’s, 9–10 ноября
Офис Christie’s в Москве

Романов пер., д. 2/6–13
Часы работы: 9 ноября 10:00 – 18:00, 10 ноября 10:00 – 15:00

Изделия фирмы Фаберже, в том числе серебряная фигурка носорога с заводным механизмом (эстимейт  £300–400 тыс.), миниатюрная модель паланкина (эстимейт  £700 тыс. — £1 млн) и подаренный Александрой Федоровной Александру III портсигар (в середине справа, эстимейт  £250–350 тыс.). Фото: Christie's
Изделия фирмы Фаберже, в том числе серебряная фигурка носорога с заводным механизмом (эстимейт  £300–400 тыс.), миниатюрная модель паланкина (эстимейт  £700 тыс. — £1 млн) и подаренный Александрой Федоровной Александру III портсигар (в середине справа, эстимейт  £250–350 тыс.).
Фото: Christie's

Экспозиция Christie’s обещает быть камерной (она поместится в небольшом выставочном зале московского офиса аукционного дома), но изысканной. Во-первых, в Москву привезут очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с безупречным провенансом. По словам главы русского отдела Christie’s Алексея Тизенгаузена, «эту коллекцию собирал один человек более чем 30 лет назад, собирал мало и аккуратно и очень ценил мастерство Фаберже». Вещи из коллекции выставлялись на всех значимых выставках. Также можно будет увидеть серебряные ковши, ордена Святого Андрея и Александра Невского и кинжал, по легенде принадлежавший самому Шамилю, предводителю кавказских горцев в войне с Российской империей и национальному герою народов Северного Кавказа.

Наталия Гончарова. «Натюрморт с чайником и апельсинами». Эстимейт £500–700 тыс. Фото: Christie's
Наталия Гончарова. «Натюрморт с чайником и апельсинами». Эстимейт £500–700 тыс.
Фото: Christie's

В разделе живописи будут показаны работы Василия Верещагина, Аполлинария Васнецова, Натальи Гончаровой и Марии Васильевой. Настоящая находка — не поздняя, эмигрантская, а ранняя (1906 года) Наталья Гончарова из итальянского частного собрания. Натюрморт «Белые георгины» выставлен на торги с оценкой £350–500 тыс. Русский художник-баталист, офицер и путешественник Василий Верещагин наиболее востребован отечественными коллекционерами за свои виды экзотического Востока и изображения Тадж-Махала, но на этот раз представлен необычной композицией на религиозную тему «Святое семейство» 1884–1885 годов (эстимейт £300–500 тыс.). Зато певец допетровской Руси Аполлинарий Васнецов у Christie’s почти хрестоматийный — разве что изображены не московские, а новгородские древности. «Прошлое Великого Новгорода» 1901 года оценивается в £350–450 тыс. Наконец, русская француженка Мария Васильева фигурирует здесь с написанным в 1921 году видом легендарного парижского кафе «Ротонда», излюбленного места художников и писателей (эстимейт £180–250 тыс.).

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+