18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Триумфальные процессии Древнего Рима вновь вызывают полемику

№57
Материал из газеты

Мэгги Попкин в своей книге «Архитектура римского триумфа» претендует на первое критическое исследование этого феномена

Триумф — это одновременно одна из самых почитаемых и наименее известных римских церемоний. Когда-то Мэри Бирд, автор книги «Римский триумф» (2007), приложила немало усилий, чтобы отделить факты от вымысла. А вот Мэгги Попкин в своей книге «Архитектура римского триумфа» претендует на «первое критическое исследование архитектуры римского триумфа». Что же относилось к этой «архитектуре»? Автор утверждает, что здания и сооружения, стоявшие по маршруту следования триумфальной процессии, «строились в соответствии с тем, как совершали, переживали и помнили триумфальные церемонии римляне, и с тем, что они считали идентичностью своего города».

Это заявление верно лишь в том случае, если в Древнем Риме существовал тот самый «триумфальный маршрут». Однако вплоть до недавнего времени ученые доказывали, что постоянного маршрута не было. Так, Питер Вайзман предположил, что, несмотря на некие «определенные пункты» для каждой процессии, полководцы могли соединять их в любом порядке. Бирд обращает внимание на то, что попытки реконструировать маршрут по большей части основываются на фрагменте из труда еврейского историка Иосифа Флавия, описывающем триумф Веспасиана и Тита в 71 году н.э. Хотя, помимо этого источника, ясности здесь нет.

В описании монументов у Попкин немало интересного, но не все убедительно. Например, исследователь придает большое значение словам Иосифа Флавия о том, что процессия шла «через театры», чтобы дать возможность людям лучше ее рассмотреть. Она даже предполагает, что Колизей был построен на триумфальном маршруте, чтобы дать «театральные подмостки» триумфам Домициана. Отрывок из Проперция Попкин толкует как изображение того, как «люди в театрах вставали, чтобы приветствовать» триумфаторов; на самом деле этот фрагмент относится к рано умершему преемнику императора Августа Марцеллу, который никогда не устраивал триумфов.

Самые очевидные «триумфальные памятники» — арки, и Попкин пытается использовать этот факт в своей аргументации, однако, как справедливо утверждает Бирд, «одни арки, возможно, воздвигались на пути процессии, а другие — совершенно точно нет (и не всегда легко определить, какая из них в какую категорию попадает)». Что же касается арок, которые Плиний Старший называет самыми первыми, то следует помнить, что, по легенде, консул Стерциний воздвиг их после того, как были оставлены всякие надежды на триумф. Кандидатом на звание «триумфального памятника» могла бы стать арка Септимия Севера у Капитолийского холма, однако свидетельств того, что этот император когда-либо праздновал триумф, не имеется. При этом Попкин предполагает, что многочисленные памятники, в частности на триумфальном маршруте, воздвигли в его правление, чтобы сформировать «ложную память» о победах императора.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+