18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристоф Лерибо: «Мы выбирали не галереи, а произведения»

Ярмарка FIAC проходит в Гран-пале, но с 2016 года галеристы выставляют работы и в Пти-пале в рамках секции On Site. Ее куратор директор Пти-пале Кристоф Лерибо рассказал о том, как научить консервативную публику воспринимать современное искусство

Зачем FIAC понадобилась секция On Site во дворце Пти-пале?

Прежде всего это вопрос выставочных площадей. Каким бы большим ни был Гран-пале, на стендах крупные скульптуры все равно не разместить. А Пти-пале находится через дорогу, что удобно; на время FIAC движение по авеню Уинстона Черчилля перекрыто, улица становится пешеходной. (К слову, когда-то это была улица Николая II.) Кроме того, для нас это прекрасная возможность объединить два музея, которые были построены ко Всемирной выставке в Париже, воссоздать архитектурный ансамбль 1900 года. Сегодня Гран-пале, Большой дворец, и Пти-пале, Малый дворец, живут своей жизнью: первый принадлежит государству, второй — городу, — но во время FIAC они вновь выступают как единое целое.

Только один — коммерческая площадка, а второй — музей?

Именно! Поэтому и выбор скульптур для On Site определяют не галереи, а кураторы — я и Эва Виттокс. Мы отбираем заявки галеристов и помещаем их скульптуры и инсталляции в пространство Пти-пале. Во время FIAC вход в музей бесплатный, а в залах работают студенты Художественной школы Лувра. Они объясняют зрителям смысл представленных работ, задумку художника, потому что для нашей публики, которая идет посмотреть на Рембрандта или Сезанна, встреча с современным искусством может стать неожиданностью, и довольно неприятной. Важен образовательный подход, нужно смягчить эту встречу, чтобы не было ощущения агрессии. Нравится или не нравится — это уже другой вопрос, но познакомиться и попытаться понять — это любопытно.

Вы говорите, что On Site — проект не столько коммерческий, сколько образовательный. Но все-таки FIAC — это ярмарка. Есть ли у вас информация о продажах в прошлом году?

Нет, по правде говоря, я даже не интересовался. Наша цель — чествовать современное искусство в Париже в рамках недели FIAC, чтобы оно было не только в Гран-пале, но и по всему городу. Заявок на участие мы получили гораздо больше, чем можем принять: в залах просто нет столько места. Современные скульптуры требуют открытых пространств и воздуха, они не всегда хорошо друг с другом уживаются. Больше половины заявок мы, увы, вынуждены были отклонить. Кроме того, есть технические ограничения: размер, вес, сложность монтажа. Но в любом случае мы выбирали не галерею, а произведение искусства.

И по каким критериям вы делали этот отбор?

Тема On Site этого года — материал. Есть скульптуры из земли, из древесины, из ниток и других материалов, которые могут показаться странными. В остальном же On Site скроена по лекалам типичного салона XIX века. Произведения ведут между собой диалог или вступают в спор, и порой случаются весьма неожиданные повороты. Мой фаворит — скульптура Йохана Кретена. Она притворяется античной, но сделана из керамики и здорово вписывается в сад Пти-пале. Я бы ее вообще оставил там навсегда. Кретен — бельгиец, живет в Париже и работает по всему миру, в частности с немецким скульптором Томасом Шютте. Оба — последователи Лучо Фонтаны.

Вы что-то изменили после первого выпуска On Site?

Да, в прошлом году секция On Site делила пространство первого этажа с витринами, в которых были представлены произведения из постоянной коллекции. Выглядело несколько сумбурно. В этом году мы все убрали, зал полностью отдан под современное искусство. Когда FIAC завершится, мы заполним это пространство статуями XIX века, ведь эта галерея исторически предназначалась для скульптур: свет здесь проходит насквозь, а не падает сверху. На будущий год компания будет еще более разношерстная, но тем интереснее.

Судя по всему, скульптура сейчас переживает ренессанс. В последние годы она востребована коллекционерами не меньше живописи.

Абсолютно верно. Важную роль в возвращении скульптуры на современную арт-сцену сыграла инсталляция. Оказалось, что большое произведение, да еще и посреди зала, во-первых, не так страшно, а во-вторых, вызывает интерес. Не говоря уже о возможностях эксперимента с формами, размерами, материалами. Ведь есть традиционный мрамор, а есть металлолом или старые машины, и это уже реди-мейд. Многие современные художники сегодня создают скульптуры, некоторые ради них даже живопись забросили.

Как вы относитесь к истории с запрещением «Доместикатора» в саду Тюильри?

По-моему, это довольно смешная яркая скульптура и она не настолько фигуративна, чтобы ее запрещать. Мимо нее можно пройти и даже не заметить, что она на самом деле представляет. На первый взгляд это огромные кубики Lego, не более того. И то, что она находится в публичном месте, меня не шокирует. А вот то, что ее запретили выставлять в Тюильри, — действительно странно. Хорошо, что Центр Помпиду согласился принять ее у себя на площади.

Значит ли это, что Париж стал более острожным по отношению к современному искусству?

Нет, Париж открыт современному искусству. Искусство может и должно шокировать, менять угол зрения — это одна из его задач. Проблема решена, так что все в порядке. Иначе я бы не смог открыть в Пти-пале выставку американского фотографа Андреса Серрано, чьи фотографии неоднократно становились причиной скандалов и запретов в США. Мы с ним год работали над этим проектом, выбирали снимки, которые было бы интересно показать и которые бы перекликались с нашей коллекцией. Я хочу, чтобы люди через работы Серрано открывали для себя — впервые или заново — классическое искусство. Фотография бездомных рядом с реалистической живописью XIX века, которая, по сути, представляет тех же людей. Религиозные сцены из сегодняшней жизни и религиозные сцены, написанные полтора века назад: уровень жестокости одинаковый. Сражения, кровопролития, нищета — все эти темы волновали художников-реалистов, но сегодня мы смотрим на их картины как на большие произведения искусства — с восхищением, забывая о сюжете. Фотографии Серрано призваны напомнить об этом.

Получается, что вы ставите модное современное искусство на службу искусству классическому, с его помощью привлекаете внимание к произведениям из постоянной коллекции?

Не совсем так. Здесь важен диалог. Нет смысла выставлять провокационную фотографию только для того, чтобы набежали журналисты и потом на скандал потянулись зрители. Должна быть концепция, чтобы старинное искусство в итоге стало таким же модным, как современное. Почему нет? Не вижу в этом ничего плохого.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+