18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристоф Лерибо: «Мы выбирали не галереи, а произведения»

Ярмарка FIAC проходит в Гран-пале, но с 2016 года галеристы выставляют работы и в Пти-пале в рамках секции On Site. Ее куратор директор Пти-пале Кристоф Лерибо рассказал о том, как научить консервативную публику воспринимать современное искусство

Зачем FIAC понадобилась секция On Site во дворце Пти-пале?

Прежде всего это вопрос выставочных площадей. Каким бы большим ни был Гран-пале, на стендах крупные скульптуры все равно не разместить. А Пти-пале находится через дорогу, что удобно; на время FIAC движение по авеню Уинстона Черчилля перекрыто, улица становится пешеходной. (К слову, когда-то это была улица Николая II.) Кроме того, для нас это прекрасная возможность объединить два музея, которые были построены ко Всемирной выставке в Париже, воссоздать архитектурный ансамбль 1900 года. Сегодня Гран-пале, Большой дворец, и Пти-пале, Малый дворец, живут своей жизнью: первый принадлежит государству, второй — городу, — но во время FIAC они вновь выступают как единое целое.

Только один — коммерческая площадка, а второй — музей?

Именно! Поэтому и выбор скульптур для On Site определяют не галереи, а кураторы — я и Эва Виттокс. Мы отбираем заявки галеристов и помещаем их скульптуры и инсталляции в пространство Пти-пале. Во время FIAC вход в музей бесплатный, а в залах работают студенты Художественной школы Лувра. Они объясняют зрителям смысл представленных работ, задумку художника, потому что для нашей публики, которая идет посмотреть на Рембрандта или Сезанна, встреча с современным искусством может стать неожиданностью, и довольно неприятной. Важен образовательный подход, нужно смягчить эту встречу, чтобы не было ощущения агрессии. Нравится или не нравится — это уже другой вопрос, но познакомиться и попытаться понять — это любопытно.

Вы говорите, что On Site — проект не столько коммерческий, сколько образовательный. Но все-таки FIAC — это ярмарка. Есть ли у вас информация о продажах в прошлом году?

Нет, по правде говоря, я даже не интересовался. Наша цель — чествовать современное искусство в Париже в рамках недели FIAC, чтобы оно было не только в Гран-пале, но и по всему городу. Заявок на участие мы получили гораздо больше, чем можем принять: в залах просто нет столько места. Современные скульптуры требуют открытых пространств и воздуха, они не всегда хорошо друг с другом уживаются. Больше половины заявок мы, увы, вынуждены были отклонить. Кроме того, есть технические ограничения: размер, вес, сложность монтажа. Но в любом случае мы выбирали не галерею, а произведение искусства.

И по каким критериям вы делали этот отбор?

Тема On Site этого года — материал. Есть скульптуры из земли, из древесины, из ниток и других материалов, которые могут показаться странными. В остальном же On Site скроена по лекалам типичного салона XIX века. Произведения ведут между собой диалог или вступают в спор, и порой случаются весьма неожиданные повороты. Мой фаворит — скульптура Йохана Кретена. Она притворяется античной, но сделана из керамики и здорово вписывается в сад Пти-пале. Я бы ее вообще оставил там навсегда. Кретен — бельгиец, живет в Париже и работает по всему миру, в частности с немецким скульптором Томасом Шютте. Оба — последователи Лучо Фонтаны.

Вы что-то изменили после первого выпуска On Site?

Да, в прошлом году секция On Site делила пространство первого этажа с витринами, в которых были представлены произведения из постоянной коллекции. Выглядело несколько сумбурно. В этом году мы все убрали, зал полностью отдан под современное искусство. Когда FIAC завершится, мы заполним это пространство статуями XIX века, ведь эта галерея исторически предназначалась для скульптур: свет здесь проходит насквозь, а не падает сверху. На будущий год компания будет еще более разношерстная, но тем интереснее.

Судя по всему, скульптура сейчас переживает ренессанс. В последние годы она востребована коллекционерами не меньше живописи.

Абсолютно верно. Важную роль в возвращении скульптуры на современную арт-сцену сыграла инсталляция. Оказалось, что большое произведение, да еще и посреди зала, во-первых, не так страшно, а во-вторых, вызывает интерес. Не говоря уже о возможностях эксперимента с формами, размерами, материалами. Ведь есть традиционный мрамор, а есть металлолом или старые машины, и это уже реди-мейд. Многие современные художники сегодня создают скульптуры, некоторые ради них даже живопись забросили.

Как вы относитесь к истории с запрещением «Доместикатора» в саду Тюильри?

По-моему, это довольно смешная яркая скульптура и она не настолько фигуративна, чтобы ее запрещать. Мимо нее можно пройти и даже не заметить, что она на самом деле представляет. На первый взгляд это огромные кубики Lego, не более того. И то, что она находится в публичном месте, меня не шокирует. А вот то, что ее запретили выставлять в Тюильри, — действительно странно. Хорошо, что Центр Помпиду согласился принять ее у себя на площади.

Значит ли это, что Париж стал более острожным по отношению к современному искусству?

Нет, Париж открыт современному искусству. Искусство может и должно шокировать, менять угол зрения — это одна из его задач. Проблема решена, так что все в порядке. Иначе я бы не смог открыть в Пти-пале выставку американского фотографа Андреса Серрано, чьи фотографии неоднократно становились причиной скандалов и запретов в США. Мы с ним год работали над этим проектом, выбирали снимки, которые было бы интересно показать и которые бы перекликались с нашей коллекцией. Я хочу, чтобы люди через работы Серрано открывали для себя — впервые или заново — классическое искусство. Фотография бездомных рядом с реалистической живописью XIX века, которая, по сути, представляет тех же людей. Религиозные сцены из сегодняшней жизни и религиозные сцены, написанные полтора века назад: уровень жестокости одинаковый. Сражения, кровопролития, нищета — все эти темы волновали художников-реалистов, но сегодня мы смотрим на их картины как на большие произведения искусства — с восхищением, забывая о сюжете. Фотографии Серрано призваны напомнить об этом.

Получается, что вы ставите модное современное искусство на службу искусству классическому, с его помощью привлекаете внимание к произведениям из постоянной коллекции?

Не совсем так. Здесь важен диалог. Нет смысла выставлять провокационную фотографию только для того, чтобы набежали журналисты и потом на скандал потянулись зрители. Должна быть концепция, чтобы старинное искусство в итоге стало таким же модным, как современное. Почему нет? Не вижу в этом ничего плохого.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+