18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»

№57
Материал из газеты

Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки

Впервые Русский музей решил совместить в одном, сравнительно небольшом проекте (100 произведений) Илью Репина и Казимира Малевича, Валентина Серова и Павла Филонова, Бориса Григорьева и Александра Самохвалова. Получилось просветительское шоу о «великой утопии», дополненное цитатами из литературы, писем и воспоминаний самих художников.


Четверть века назад такое название получила первая большая международная выставка о русском авангарде. Но «Мечты о мировом расцвете» — это не только и не столько про авангард. Временные рамки представленных произведений — 1903–1934 год. В аллегорической картине «Какой простор!» Репин изобразил парочку, стоящую по колено в бурных волнах Финского залива. Речь, ра­зумеется, не о шалостях молодости: залезли в ледяную воду при полном параде. Вешняя вода — символ обновления. «В живописи я моложусь», — признавался 59-летний художник своей корреспондентке Марианне Веревкиной по поводу этой картины. Только ошибся Илья Ефимович: скоро бурные воды истории накрыли его персонажей с головой.

Но до этого еще будут интеллигентские восторги и опьянение свободой в картине «17 октября 1905 года» того же Репина. Несмотря на то что Валентин Серов уже создал антимонархическую картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» — о расстреле мирной демонстрации рабочих 9 января.

Музей не мог упустить возможности показать побольше Филонова. «Кому нечего терять», «Пир королей», «Германская война», «Перерождение человека», «Ввод в мировой расцвет»... Мечты основателя аналитического искусства — космичные и вневременные, но порождены российской историей, свидетелем которой он оказался. Как заметил о революционных днях в Петрограде Борис Кустодиев, «здесь все кипит... Такой улицы надо столетиями дожидаться». Кипение вылилось в картины «Большевик» и «Демонстрация на площади Урицкого». Впрочем, партиец ростом со среднюю церковь, шагающий по морю человечков, — из разряда безошибочных предчувствий.

«Красный квадрат» Малевича и «Богоматерь Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина созданы в 1915 году, но выглядят иконами из одного коммунистического «чина». Как мечта о новом, совершенном человеке. Но до него еще очень далеко. В 1918-м Петров-Водкин пишет натюрморт «Селедка», чтобы хоть как-то заглушить жуткий петроградский голод. Русский музей не мог отказать себе в удовольствии показать и свое фирменное блюдо — «круг художников». Грозную, как сфинкс, зеленую «Кондукторшу» Самохвалова, синий «Сенокос» Алексея Пахомова, фиолетовый «Турбокорпус завода „Электросила“» Вячеслава Пакулина. Авторы утрируют цвет, создавая настроение праздника труда.

В 1932 году выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Через два года первый председатель правления ЛОСХ Петров-Водкин пишет картину «1919 год. Тревога». Мужчина выглядывает в окно, игнорируя жену и двух маленьких детей. Позже художник объяснит этот сюжет «боязнью за то, чтобы не дрогнули завоевания революции». Мечты о мировом расцвете закончились, впереди был большой террор в отдельно взятой большой стране.  

Русский музей
Мечты о мировом расцвете
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+