18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хуссейн Чалаян: «Сегодня создавать новые связи между невероятными мирами куда проще, чем это было в прошлом»

№57
Материал из газеты

Одним из важных участников основного проекта 7-й Московской биеннале современного искусства стал художник, дизайнер и модельер Хуссейн Чалаян, который ответил на вопросы нашей газеты

Какую инсталляцию увидят посетители проекта «Заоблачные леса»?

Она носит название «Инерция» и посвящена скорости и предчувствию грядущего столкновения. Негативные [«вогнутые»] и позитивные [«выпуклые»] скульптуры платьев — это кристаллизованные мгновения воссозданного удара тела при столкновении. Включение в инсталляцию негативных и позитивных элементов — это попытка аннулировать фактор движения, создать для тела ощущение статического пространства.

Куратор биеннале Юко Хасегава хочет показать художников, которые вслед за развитием технологий выходят из леса и перемещаются в «облака». Насколько вы согласны с ее идеей единой экосистемы, в которой сегодня существуют художники, работающие в самых разных медиа?

Художники, вне всяких сомнений, уже стали частью этой «облачной» реальности, иногда сами того не сознавая.

Среди участников выставки значится Бьорк, с которой вы работали в 1995 году. И вы и она используете музыку и моду в качестве основы, но всегда расширяете границы и идете дальше. Считаете ли вы ее художником? А себя?

Да, мы продолжаем поддерживать отношения, хотя видимся нечасто. Тем не менее, поскольку раньше мы общались гораздо больше, мы по-прежнему близки. В свое время я получил от Бьорк невероятную поддержку и считаю ее одной из добрых волшебниц в своей жизни, поэтому я чувствую, что мы отчасти развивались вместе. Да, каждый из нас по-своему художник — но вопрос любопытный…

Вы думали о карьере архитектора, но связали жизнь с модой. Было бы интересно посмотреть на спроектированное вами здание. Если бы вам предложили построить музей современного искусства, на что он был бы похож? 

Я бы, пожалуй, взялся за такой проект — но делал бы его в зависимости от конкретной местности, site-specific, так что не могу сказать точно, как бы он выглядел.

Если бы вам предложили сделать выставку, в которой ваши работы рифмовались бы с произведениями классического и современного искусства, что бы вы как куратор отобрали для такой экспозиции?

Могу сказать, что я точно взялся бы за это, хоть сейчас это и очень распространенный подход, а к тому времени, когда я бы осуществил эту затею, сама идея, вероятно, уже исчерпала бы себя. Я бы смотрел на искусство с XVII по XIX век.

Давайте поговорим о новых технологиях. Вы за ними следите и используете в работе. Что вас вдохновляет больше всего в современной науке?

Больше всего меня вдохновляет то, что сегодня создавать новые связи между невероятными мирами куда проще, чем это было в прошлом.

Минувшим летом в Москве показывали science-art-перформанс «Инферно» Билла Ворна и Луи-Филиппа Демера, в котором движениями участников управлял компьютер через экзоскелеты. Многие ваши модели крайне технологичны — думаете ли вы, что в будущем одежда тоже может быть подобным инструментом воздействия?

Да, разумеется, благодаря развитию биохимии и программирования появятся новые возможности, которые мы сейчас даже не можем себе представить.

Ваш интерес к моде, по вашим словам, развился из интереса к телу как центру культуры. Однако отношение к телу в восточной и западной культурах отличается, а вы принадлежите к обеим. Как вы находите баланс?

Полагаю, в данном случае вы имеете в виду прежде всего Ближний Восток (а не Дальний), поскольку у меня ближневосточное имя, но я назвал бы свое происхождение средиземноморским. Так или иначе, я на самом деле не считаю, что эти различия так уж велики: большая часть западных ценностей берет начало на Ближнем Востоке. На мой взгляд, к возникновению основных различий между Западом и Ближним Востоком привела западная индустриализация. Но даже на самом базовом уровне, если мы посмотрим на раннее христианство, в ту пору женщины ходили покрытыми. А монахини до сих пор ходят покрытыми и зачастую напоминают мусульманских женщин.

Есть мнение, что вскоре человечество вступит в некую постбиологическую фазу и человеческое тело можно будет трансформировать. Близки ли вам подобные трансгуманистические идеи? Наступит ли момент, когда одежда в принципе перестанет существовать?

Существовать она не прекратит, но я, конечно, думаю, что ДНК-технологии и гибкость генетической информации окажут определенное влияние — и оно не обязательно будет положительным.

Вы представляли Турцию на 51-й Венецианской биеннале, где ваш проект «Отсутствующее присутствие» был об идентичности и ее границах, мультикультурности, географии и антропологии. Как вы реагируете на происходящие в мире конфликты, основанные на нетерпимости к «другому»?

Я живу в Лондоне, где разные культуры смешиваются относительно удачно. Я считаю, что в данный момент в связях между людьми более важную роль играет общность их интересов, чем общая этническая принадлежность.

На мой взгляд, главная причина такой подозрительности по отношению к «другому» — недостаток знаний о «другой» культуре: мы склонны демонизировать то, что нам незнакомо. Возникает замкнутый круг невежества и демонизации «другого» в сочетании с намеренной экономической и культурной изоляцией Запада от «других» культур (если в деле не замешаны деньги или другие ценности), порождающий опасно отчаянных индивидуумов, в которых зарождается гнев, приводящий к тому, что мы называем терроризмом. Изолируйте экономически или культурно любую группу людей (возьмите, например, Северную Корею), и вы получите насилие и разрушение.

За творчеством каких современных художников вы следите? Вдохновляют ли вас какие-то произведения искусства на создание собственных работ?

Да, я слежу за современными художниками, и мне нравятся очень многие. Сейчас мне симпатичны Ахмет Огют, Маркус Шинвальд, Сил Флойер. Напрямую меня никто не вдохновляет, но мне нравится, как эти художники маневрируют, находя способы не погружаться полностью в систему, мне это интересно.

В основном проекте Московской биеннале много российских художников. Знаете ли вы что-нибудь о русском искусстве?

Не очень много, но я с удовольствием узнал бы больше.

Возвращаясь к идее проекта Юко Хасегавы «Заоблачные леса». В мире Интернета и виртуальной реальности у каждого человека формируется собственное «облако», в котором он существует, зачастую оно вырывает его из «леса», к которому он принадлежит по рождению. Куратор видит в этом конфликт и предлагает спасение через искусство. Согласны ли вы с этим утверждением?

Я полностью согласен с тем, что спасение необходимо, в особенности из тюрьмы под названием «мнение» и от вынужденности жить с одобрения других. 

БИОГРАФИЯ
Хуссейн Чалаян
Художник, дизайнер, модельер

Дата и место рождения
1970, Никосия, Кипр
Образование 
Школа искусств Йоркшира; Центральный колледж искусства и дизайна святого Мартина в Лондоне
Этапы творчества
1994 создал первую профессиональную коллекцию одежды, в которую вошли платья из бумаги
1995 начал работать с Бьорк: она участвовала в показе дизайнера на лондонской Неделе моды и носила его костюмы во время тура в поддержку альбома Post
1999, 2000 дважды становился «британским дизайнером года»
2001 выставки Чалаяна прошли в лондонских Музее Виктории и Альберта и Тейт Модерн; принял участие в Стамбульской биеннале
2005 участвовал в 51-й Венецианской биеннале, представляя Турцию
2006 стал кавалером ордена Британской империи (MBE)
2009 в лондонском Музее дизайна прошла персональная выставка, на которой были представлены ярчайшие работы за 15 лет деятельности модельера
2010 персональные выставки в Музее современного искусства Токио и Музее современного искусства Стамбула
2011 персональная выставка в Музее декоративного искусства в Париже

Новая Третьяковка (на Крымском Валу)
7-я Московская биеннале современного искусства. Основной проект
До 18 января 2018

Выставка проходит при поддержке Ассоциации по поддержке современного искусства Турции SAHA.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+