Московские антикварные торги октября: от Гоголя и «Азбуки» до Айвазовского и Герасимова

Пейзажи Жуковского и Грабаря в «Совкоме», прижизненное издание сборника «Арабески» Николая Гоголя в «Литфонде», театральная графика Мстислава Добужинского у «Кабинета» и подборка изданий, посвященных революции, в Аукционном доме Егоровых

Давид Штеренберг. «Натюрморт с флейтой».  1930–1940-е. Фото: «Совком»
Давид Штеренберг. «Натюрморт с флейтой».  1930–1940-е.
Фото: «Совком»
Станислав Жуковский. «Начало июня». 1906. Фото: «Совком»
Станислав Жуковский. «Начало июня». 1906.
Фото: «Совком»

«Совком», «Русское и советское искусство», 19 октября

Осенняя коллекция «Совкома» традиционна для этого аукционного дома — 100 с небольшим лотов дореволюционного и советского искусства по большей части классического толка, от среднерусских пейзажей и цветочных букетов до лежащих обнаженных и пионеров за шахматной доской.

В топ-лотах — полутораметровый пейзаж лучшего из левитановских учеников Станислава Жуковского «Начало июня» 1906 года ($100–150 тыс.). Помимо безусловных художественных достоинств, картина обладает примечательным провенансом: в 1924 году она участвовала в легендарной выставке русского искусства в США, которая с успехом прошла сначала в Нью-Йорке, а затем еще два года гастролировала по разным городам, благодаря чему многие работы осели в американской глубинке и до сих пор время от времени всплывают на международных аукционах. В пандан к летнему лесу Жуковского выступают заснеженные ели Игоря Грабаря на картине «Зима» 1953–1954 годов ($200–300 тыс.). Еще один топ-лот — «И.В.Сталин и А.М.Горький на прогулке» советского «придворного» живописца Александра Герасимова ($100–200 тыс.). Написанная в 1948 году, через десять лет после знаменитых «вождей после дождей» (монументальное полотно Герасимова «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле» 1938 года, хранящееся сейчас в Третьяковской галерее, в народе прозвали «два вождя после дождя»), картина представляет камерную, если не сказать пасторальную, вариацию сюжета.

Будет на торгах и другой полюс советского искусства середины прошлого века. «Натюрморт с флейтой» Давида Штеренберга ($150–300 тыс.), написанный в 1930–1940-е годы на фоне разворачивавшейся борьбы с формализмом, еще несет черты более ранней экспрессии. «Композиция» («Я есъм») Татьяны Глебовой ($100–150 тыс.) — образец перенятого у Павла Филонова звучного многоголосия, помноженного на личные философские размышления.

Традиционно для «Совкома» присутствие в каталоге большого числа недорогих работ известных художников: Артура Фонвизина ($3–5 тыс.), Дмитрия Налбандяна ($3–5 тыс.), Петра Оссовского ($5–10 тыс.) и других. Также интересен скульптурный блок, где представлены камерные работы Елены Янсон-Манизер, Николая Томского и Михаила Аникушина.


Владимир Лебедев. «Азбука». 1925. Фото: «Литфонд»
Владимир Лебедев. «Азбука». 1925.
Фото: «Литфонд»
Николай Гоголь. «Арабески». 1835. Фото: «Литфонд»
Николай Гоголь. «Арабески». 1835.
Фото: «Литфонд»

«Литфонд», «Редкие книги, автографы, фотографии и открытки», 19 октября

Внушительные по объему букинистические торги — основная специализация «Литфонда» — содержат более 450 лотов. Представлены разные эпохи и жанры — от дарственной грамоты Петра I боярину Апраксину до французского издания «Совершенно неприличных гравюр», от собраний сочинений Плутарха и Овидия до детских сказок с иллюстрациями Ивана Билибина. Самый дорогой лот аукциона — редкое прижизненное издание Николая Гоголя, сборник «Арабески» 1835 года (4–4,5 млн руб.). Два тома в аутентичных кожаных переплетах объединяют разные произведения классика: статьи по искусству, литературную критику, несколько повестей и рассказов. Лот интересен еще и тем, что в обоих томах сохранены издательские гравированные обложки, а происходит он из библиотеки поэта и едва ли не лучшего переводчика XIX столетия Александра Струговщикова (его переводы Шиллера и Гете восхвалял Белинский, а утонченная внешность известна нам по знаменитому портрету Брюллова).

Среди роскошно изданных фолиантов — рукописный Коран, исполненный в Сирии в 1858 году по христианскому летоисчислению и в 1275 году по мусульманскому. Тексты рукописи заключены в золоченые рамки с растительным орнаментом (400–450 тыс. руб.).

От эпохи авангарда на торгах редкая «Азбука» Владимира Лебедева — лаконичная по исполнению и подчеркнуто аполитичная, несмотря на 1925 год издания (800–850 тыс. руб.). К этому же периоду (1927 год) относится самая редкая книга Владимира Маяковского, впервые появившаяся на открытых российских торгах, — «История Власа — лентяя и лоботряса» с рисунками Наталии Ушаковой, в которых родители главного героя «срисованы» с Михаила Булгакова и его жены Любови Белозерской (480–500 тыс. руб.).

Среди многочисленных автографов начала ХХ века можно выделить инскрипт «Михаилу Алексеевичу Кузмину в виде взятки от любящего его Н.Гумилева», сделанный на единственном прижизненном сборнике стихотворений переводчицы Каролины Павловой (1,1–1,2 млн руб.).


Мстислав Добужинский. Эскиз костюма к балету «Половецкие пляски» в постановке Михаила Фокина. 1957. Фото: «Кабинетъ»
Мстислав Добужинский. Эскиз костюма к балету «Половецкие пляски» в постановке Михаила Фокина. 1957.
Фото: «Кабинетъ»
Мстислав Добужинский. Эскиз оформления гостиной в имении Натальевка сахарозаводчика П.И.Харитоненко в Харьковской губернии. 1916. Фото: «Кабинетъ»
Мстислав Добужинский. Эскиз оформления гостиной в имении Натальевка сахарозаводчика П.И.Харитоненко в Харьковской губернии. 1916.
Фото: «Кабинетъ»

«Кабинетъ», «Русское искусство XIX — начала ХХ века», 20 октября

Аукцион дома «Кабинетъ», который по-прежнему проводится в ЦДХ, представляет довольно компактную (87 лотов) подборку живописи и графики, в основном самого ходового на русском рынке периода, конца XIX — начала ХХ века. В топ-лотах — тщательно исполненные академические пейзажи: большой «Летний вечер» Петра Суходольского (2–2,5 млн руб.), залитый мягким светом «Скалистый берег» Арсения Мещерского (1,65–1,9 млн руб.). Иван Айвазовский представлен крошечной (3,3х4,5 см) зарисовкой «Парусник в море», выполненной в императорской резиденции в Ливадии и закрепленной в овальный медальон — изящное украшение от знаменитого мариниста (490–600 тыс. руб.). Также на торгах — открыточного размера пейзаж Василия Поленова — этюд, выполненный в его любимом имении на Оке (465–490 тыс. руб.), — и совместная работа отца и сына Коровиных «Цыгане из Рёшмы» (1,42–1,8 млн руб.).

В графическом блоке заслуживают внимания изящная итальянская акварель Альберта Бенуа «Берег моря в Санта-Маргерита-Лигуре» (1,1–1,5 млн руб.), а также двусторонний рисунок Зинаиды Серебряковой с пейзажем, выполненным в Нескучном, на одной стороне и набросками обнаженной женской фигуры на обороте (1,9–2,2 млн). Значительная часть каталога отдана театральной графике Мстислава Добужинского.


«Герои и жертвы революции» с короткими стихами Владимира Маяковского и 18 рисунками Ксении Богуславской и Ивана Пуни. 1918. Аукционный дом Егоровых
«Герои и жертвы революции» с короткими стихами Владимира Маяковского и 18 рисунками Ксении Богуславской и Ивана Пуни. 1918. Аукционный дом Егоровых
Василий Поленов. «Закат на Оке. Пейзаж с лодками». 1916–1917. Фото: Аукционный дом Егоровых
Василий Поленов. «Закат на Оке. Пейзаж с лодками». 1916–1917.
Фото: Аукционный дом Егоровых

Аукционный дом Егоровых, «Живопись и графика», 24 октября, «Книги и печатные раритеты», 25 октября

Самый молодой московский аукционный дом, основанный в мае этого года, специализируется на живописи и букинистике. Живописно-графические торги включают без малого две сотни лотов, как интерьерных, так и коллекционных. Костяк аукционной подборки — работы из собрания писателя и коллекционера Владимира Лидина, в том числе акварель Леонида Пастернака «Уголки Москвы» (300–350 тыс. руб.) и «Пейзаж» Антонины Сафроновой (360–420 тыс. руб.). Среди топ-лотов аукциона — работа Поленова «Закат на Оке. Пейзаж с лодками», которая, возможно, экспонировалась на одной из передвижных выставок 1916–1917 годов (1,08–1,3 млн руб.), а также небольшая, но очень характерная зарисовка Валентина Серова «Лошади возле дома» (1,8–2,1 млн руб.). Из произведений советского периода интересна «Голова девушки» Петра Кончаловского — этюд к центральной фигуре картины 1942 года «Где здесь сдают кровь?» (420–500 тыс. руб.).

В центре букинистических торгов — подборка лотов, связанных со 100-летием Октябрьской революции. Топ-лот — изданная в 1918 году книга «Герои и жертвы революции» с короткими стихами Владимира Маяковского и 18 рисунками Ксении Богуславской и Ивана Пуни (215–270 тыс. руб.). Обобщенные изображения и емкие подписи вроде «Потрудился в октябре я // День и ночь буржуев брея» — один из первых образцов агитплаката и агитпоэзии. Брошюра распространялась бесплатно среди населения к первой годовщине революции и сохранилась в очень ограниченном количестве.

Еще один раритет — альбом «Революционная Москва», изданный к III Конгрессу Коммунистического интернационала в 1921 году (36–45 тыс. руб.). Офорты, ксилографии, литографии, линогравюры с московскими видами выполнены преподавателями и студентами графического факультета Вхутемаса, среди которых были Владимир Фаворский и Александр Дейнека. Экземпляр принадлежал профессору факультета Ивану Павлову.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+