18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российский антикварный салон: последний раз на старом месте

Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже

Стенд галереи «Веллум» на 43 Российском антикварном салоне в ЦДХ. Владимир Лебедев. Фото: Галерея «Веллум»
Стенд галереи «Веллум» на 43 Российском антикварном салоне в ЦДХ. Владимир Лебедев.
Фото: Галерея «Веллум»

Последние несколько месяцев российское арт-сообщество серьезно беспокоили новости о судьбе Центрального дома художника и мероприятий, которые там проходят уже не первое десятилетие. Однако 43-й Российский антикварный салон открылся по графику и на старом насиженном месте — начав с традиционного пятничного превью под звуки духового оркестра, марширующего по проходам между стендами галерей. Сохранение ритуалов, географии и заведенного порядка работы Салона в определенном смысле выглядит успокаивающе: на первом этаже торгуют журналами и профильной литературой (тут же обосновались образовательные и экспертные организации), самые серьезные галереи с топовыми вещами занимают VIP- зону второго этажа, а на антресолях и третьем этаже расположились участники с широким (иногда уходящим в винтаж) ассортиментом и более демократичными ценами. Из легких нововведений — два специально выделенных в планировке Салона тематических раздела, сформированных из произведений галерей-участников: один посвящен графике, второй — искусству ХХ века (охватывает все советское искусство от соцреализма до
нонконформистов).

На своем месте ставший привычным и ожидаемым специальный проект Салона: на этот раз выставка «Русская икона Серебряного века» из собраний Музея Андрея Рублева, Музея русской иконы Михаила Абрамова и частных коллекций. Экспозиция позволяет оценить, как художественные искания начала ХХ века преломлялись в работах иконописцев-новаторов Николая Емельянова, Алексея Вашурова и Якова Богатенко, и, конечно, увидеть произведения декоративно-прикладного искусства — драгоценные киоты, оклады икон (во многом именно из-за прекрасного исполнения которых иконы того времени стали так популярны у широкой публики в качестве статусных подарков). Тут особое внимание уделено работам С.И. Вашкова — главного художника московского товарищества «П.И.Оловянишникова сыновья».

Владимир Лебедев. «Девушка с букетом». 1933. Фото: Галерея «Веллум»
Владимир Лебедев. «Девушка с букетом». 1933.
Фото: Галерея «Веллум»

Этой осенью Салон по количеству участников (после некоторого весеннего спада) вернулся к показателям прошлого года — в итоге представлено более 270 галерей. Мебель и декоративно-прикладное искусство классицизма можно найти в «Антикварном салоне А. Лелянова» (Санкт-Петербург), где в центре внимания редкий туалетный стол красного дерева работы Г. Гамбса, оцененный в $120 тыс. У галереи «Русская усадьба», также работающей с мебелью этой эпохи, тоже есть свой туалетный столик — и с прекрасным провенансом, принадлежавший в свое время родственнице И. Тургенева и семье Кропивницких (1,5 млн руб.). В галерее «Два века» солидная коллекция бисерных сумочек XIX века (около 40 штук) продается за $70 тыс.

В галерее «Элизиум» привлекают особое внимание две работы Василия Поленова — «Река Оять» ($120 тыс.) и полотно, входящее в цикл «Из жизни Христа» (в шестой его раздел под названием «Последние дни»); акварель Александра Бенуа «Людовик XIV. Кормление рыб» оценена в $45 тыс. Галерея «Веллум», переселившаяся на более заметное место центральной зоны, представляет хорошую подборку искусства ХХ века (от «Кикиморы. Эскиз декорации “Русские сказки”» Михаила Ларионова до бронзовой «Космической Одиссеи» Эрнста Неизвестного) с чудесной работой Владимира Лебедева «Девушка с букетом» 1933 г.

Михаил Ларионов. Кикимора. Эскиз декорации «Русские сказки». 1915. Фото: Галерея «Веллум»
Михаил Ларионов. Кикимора. Эскиз декорации «Русские сказки». 1915.
Фото: Галерея «Веллум»

В «Арбатской находке» — две работы Зинаиды Серебряковой: «Дама в голубом» ($80 тыс.) и «Дети у стола» ($60 тыс.). Продолжая двигаться по авторам Серебряного века, можно обнаружить и Константина Сомова: в галерее «Русские сезоны» портрет Евгении Соломоновны Мациевой оценен в $20 тыс., — там же большая сомовская «Галантная сцена», вариант эскиза иллюстрации для легендарной «Книги маркизы», и интересная коллекция портретной миниатюры (мужской портрет работы Питера Эдварда Строли оценен в $15 тыс., а миниатюра с женским профилем работы Августина
Христиана Ритта — в $ 12 тыс.).

Мебель модерна стоит посмотреть в «Алексеевском подворье». Гарнитур со зверино-растительными мотивами (три стула и кресло) стоит $15 тыс., скамья, выполненная по эскизу Елены Поленовой, — $5 тыс., а небольшие, очень стильные абрамцевские аптечки — вполне гуманно, по 25 тыс. руб.

Александр Бенуа. Людовик XIV. Кормление рыб. 1898. Фото: Галерея «Элизиум»
Александр Бенуа. Людовик XIV. Кормление рыб. 1898.
Фото: Галерея «Элизиум»

На стенде цюрихского аукционного дома Koller можно обнаружить коллекцию работ старых мастеров, где триптих «Поклонение волхвов» авторства монограммиста HKH (Антверпен, 1520) оценен в $850 тыс., натюрморт «Аллегория брака» Клары Питерс (Clara Peeters) (Антверпен, 1659) стоит $450 тыс., «Натюрморт с цветами, ящерицами и лягушками Абрахама Миньона (Abraham Mignon, 1670) — $1,6 млн, а «Интерьер церкви» Бартоломеуса ван Бассена (1623) — $150 тыс. По соседству с ними — феерическая работа Сальвадора Дали 1974 года (по некоторым сведениям, якобы проданная еще до открытия Салона за $5 млн), созданная путем «трансформации», а проще говоря, «дорисовывания» картины Маттиаса Герунга (Matthias Gerung) XVI века, на которой средневековая красавица смотрится в зеркало, показывающее ей более чем странное отражение. 

Любители жанровой живописи (и умиротворяющих сюжетов) оценят картину француза Огюста Тульмуша «Девушка с попугаем», которая продается за $20 тыс. по соседству с работой Шильдера «Перед грозой» ($320 тыс.) и «Мельницами» Поленова ($250 тыс.). На парных картинах другого французского автора, Фарамона Бланшара, «Сцены из Кавказской войны» ($35 тыс. за пару) в галерее «Наше наследие» разворачиваются гораздо более драматические события. И уж совсем суровый сюжет можно найти в антикварном салоне «На Ордынке», где продается фаянсовое панно «Освобождение узников Шлиссельбурга» (1934 г.)

Сергей Судейкин. Эскиз афиши к комедии "Проказы вертопрашки". 1915. Фото: Галерея «Элизиум»
Сергей Судейкин. Эскиз афиши к комедии "Проказы вертопрашки". 1915.
Фото: Галерея «Элизиум»

На своих местах галереи «Евразия», «Восточная коллекция» и «Искусство Востока» с искусством Японии и Китая, у галереи «Кардашиди-арт» — коллекция иконописи с XVI до начала XX в. (школа Центральной России, а также московская, новгородская и псковская), художественное стекло эпохи ар-деко работы Мариуса Сабино — в галерее «АА-АмпирАнтик».

В общем, после посещения стабильно работающего антикварного Салона (атмосферу спокойствия нарушила разве что пожарная тревога, прозвучавшая на ярмарке в воскресенье, но оказавшаяся, к счастью, ложной) остается главный вопрос: как старейшая российская антикварная ярмарка с уже сформировавшимися традициями и составом участников переживет заявленное переселение на новое место? То, что 44-й Российский антикварный салон пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже, по сути является главной на текущий момент интригой нашего антикварного рынка. Перемещение (неважно, временное или постоянное) на престижную, но сложную выставочную площадку может как открыть для ярмарки новые перспективы, так и подорвать ее силы. Будем все-таки надеяться на первое.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+