ДК имени Серафимовича не признали памятником культурного наследия

Памятник конструктивизма не вошел в список объектов культурного наследия, но окончательное решение о его статусе примут после пересмотра проекта застройки

Дом культуры им. А.С.Серафимовича. Фото: Наталья Меликова / The Constructivist Project
Дом культуры им. А.С.Серафимовича. Фото: Наталья Меликова / The Constructivist Project
Демонтаж Дома культуры им. А.С.Серафимовича начался в ночь с 25 на 26 июня. Фото: Наталья Меликова / The Constructivist Project
Дом культуры им. А.С.Серафимовича.
Фото: Наталья Меликова / The Constructivist Project
Дом культуры им. А.С.Серафимовича.
Фото: Наталья Меликова / The Constructivist Project
Демонтаж Дома культуры им. А.С.Серафимовича начался в ночь с 25 на 26 июня.
Фото: Наталья Меликова / The Constructivist Project

Дом культуры имени А.С.Серафимовича, расположенный в Москве в Тишинском переулке, не является объектом культурного наследия. К такому выводу пришли на минувшем заседании научно-методического совета Департамента культурного наследия города Москвы, после которого вышел официальный приказ «Об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия». Чиновники заключили, что исторический и архитектурный облик здания, построенного в 1929 году в конструктивистском стиле неизвестными архитекторами, утрачен, а также отсутствуют «документально подтвержденные данные по историко-архитектурной и мемориальной ценности ДК».

Согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» в реестр могут быть включены те объекты наследия, исторические события в которых происходили не менее 40 лет назад. Как известно, почти сразу после открытия в ДК имени Серафимовича обосновался Первый московский рабочий театр, на этой сцене в разное время выступали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Филатов и другие деятели культуры. Но с тех пор, по решению Мосгорнаследия, не прошло срока, необходимого для присвоения объекту статуса мемориального памятника.

В комментарии научно-методического совета отмечается, что в доме в Тишинском переулке никогда не жил писатель Леонид Андреев, а «квартирники» литературного кружка «Среда», куда входили Максим Горький, Александр Куприн, Александр Серафимович, проходили по другим адресам. Не придает мемориальной ценности постройке и располагавшийся там короткое время Театр свободного танца Веры Майя. По документальным свидетельствам, он не продержался в стенах дома более пяти лет, и выявить связанные с ним зоны оказалось невозможно. Наконец, причиной, повлиявшей на решение Мосгорнаследия о статусе объекта, стало его местоположение. В отчете о заседании, опубликованном на сайте мэрии Москвы, указано, что здание «входит в район застройки, утратившей историческую среду».

«Районом, который утратит историческую среду, Тишинка станет, если дом культуры снесут или оставят его без реставрации. Это культурно-значимый центр для местных жителей, и если архитектурные качества объекта действительно не столь высоки, то его безусловную мемориальную ценность и значимость для района нельзя отрицать. Повторяется ситуация с Таганской телефонной станцией, и это печально», — поделилась с TANR своим мнением руководитель Центра авангарда на Шаболовке, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова. Иван Борисов, член общественного движения «Архнадзор», занимающийся судьбой объекта, добавил: «Мнения участников научно-методического совета на заседании разделились, но никто не был против сохранения здания. Вопрос был о статусе и классификации. Решение о невнесении в список наследия будет оспариваться. Начиная с 1920-х годов и до перестройки история этого дома неразрывно связана с историей Советского Союза, он представляет несомненную мемориальную и историческую ценность». Однако на вопрос TANR, снесут ли здание или все-таки отреставрируют, Борисов ответил, что «в официальном релизе нет слов о запрете на снос», а вопрос реставрации требует большой работы: «Коллективная работа с Департаментом культурного наследия будет продолжена, многими членами совета отмечалось, что дом культуры должен быть отреставрирован».

Несмотря на вышедший приказ, в научно-методическом совете Мосгорнаследия предложили пересмотреть проект застройки района и решить судьбу дома культуры в будущем «с учетом пожеланий жителей». Сейчас здание, где до июля 2017 года размещался «Театральный клуб на Тишинке», пустует. Минувшим летом компанией «Донстрой» был запланирован его снос под строительство 16-этажного жилого комплекса, но проект удалось приостановить.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+