18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ДК имени Серафимовича не признали памятником культурного наследия

Памятник конструктивизма не вошел в список объектов культурного наследия, но окончательное решение о его статусе примут после пересмотра проекта застройки

Дом культуры имени А.С.Серафимовича, расположенный в Москве в Тишинском переулке, не является объектом культурного наследия. К такому выводу пришли на минувшем заседании научно-методического совета Департамента культурного наследия города Москвы, после которого вышел официальный приказ «Об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия». Чиновники заключили, что исторический и архитектурный облик здания, построенного в 1929 году в конструктивистском стиле неизвестными архитекторами, утрачен, а также отсутствуют «документально подтвержденные данные по историко-архитектурной и мемориальной ценности ДК».

Согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» в реестр могут быть включены те объекты наследия, исторические события в которых происходили не менее 40 лет назад. Как известно, почти сразу после открытия в ДК имени Серафимовича обосновался Первый московский рабочий театр, на этой сцене в разное время выступали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Филатов и другие деятели культуры. Но с тех пор, по решению Мосгорнаследия, не прошло срока, необходимого для присвоения объекту статуса мемориального памятника.

В комментарии научно-методического совета отмечается, что в доме в Тишинском переулке никогда не жил писатель Леонид Андреев, а «квартирники» литературного кружка «Среда», куда входили Максим Горький, Александр Куприн, Александр Серафимович, проходили по другим адресам. Не придает мемориальной ценности постройке и располагавшийся там короткое время Театр свободного танца Веры Майя. По документальным свидетельствам, он не продержался в стенах дома более пяти лет, и выявить связанные с ним зоны оказалось невозможно. Наконец, причиной, повлиявшей на решение Мосгорнаследия о статусе объекта, стало его местоположение. В отчете о заседании, опубликованном на сайте мэрии Москвы, указано, что здание «входит в район застройки, утратившей историческую среду».

«Районом, который утратит историческую среду, Тишинка станет, если дом культуры снесут или оставят его без реставрации. Это культурно-значимый центр для местных жителей, и если архитектурные качества объекта действительно не столь высоки, то его безусловную мемориальную ценность и значимость для района нельзя отрицать. Повторяется ситуация с Таганской телефонной станцией, и это печально», — поделилась с TANR своим мнением руководитель Центра авангарда на Шаболовке, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова. Иван Борисов, член общественного движения «Архнадзор», занимающийся судьбой объекта, добавил: «Мнения участников научно-методического совета на заседании разделились, но никто не был против сохранения здания. Вопрос был о статусе и классификации. Решение о невнесении в список наследия будет оспариваться. Начиная с 1920-х годов и до перестройки история этого дома неразрывно связана с историей Советского Союза, он представляет несомненную мемориальную и историческую ценность». Однако на вопрос TANR, снесут ли здание или все-таки отреставрируют, Борисов ответил, что «в официальном релизе нет слов о запрете на снос», а вопрос реставрации требует большой работы: «Коллективная работа с Департаментом культурного наследия будет продолжена, многими членами совета отмечалось, что дом культуры должен быть отреставрирован».

Несмотря на вышедший приказ, в научно-методическом совете Мосгорнаследия предложили пересмотреть проект застройки района и решить судьбу дома культуры в будущем «с учетом пожеланий жителей». Сейчас здание, где до июля 2017 года размещался «Театральный клуб на Тишинке», пустует. Минувшим летом компанией «Донстрой» был запланирован его снос под строительство 16-этажного жилого комплекса, но проект удалось приостановить.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+