18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ДК имени Серафимовича не признали памятником культурного наследия

Памятник конструктивизма не вошел в список объектов культурного наследия, но окончательное решение о его статусе примут после пересмотра проекта застройки

Дом культуры имени А.С.Серафимовича, расположенный в Москве в Тишинском переулке, не является объектом культурного наследия. К такому выводу пришли на минувшем заседании научно-методического совета Департамента культурного наследия города Москвы, после которого вышел официальный приказ «Об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия». Чиновники заключили, что исторический и архитектурный облик здания, построенного в 1929 году в конструктивистском стиле неизвестными архитекторами, утрачен, а также отсутствуют «документально подтвержденные данные по историко-архитектурной и мемориальной ценности ДК».

Согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» в реестр могут быть включены те объекты наследия, исторические события в которых происходили не менее 40 лет назад. Как известно, почти сразу после открытия в ДК имени Серафимовича обосновался Первый московский рабочий театр, на этой сцене в разное время выступали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Филатов и другие деятели культуры. Но с тех пор, по решению Мосгорнаследия, не прошло срока, необходимого для присвоения объекту статуса мемориального памятника.

В комментарии научно-методического совета отмечается, что в доме в Тишинском переулке никогда не жил писатель Леонид Андреев, а «квартирники» литературного кружка «Среда», куда входили Максим Горький, Александр Куприн, Александр Серафимович, проходили по другим адресам. Не придает мемориальной ценности постройке и располагавшийся там короткое время Театр свободного танца Веры Майя. По документальным свидетельствам, он не продержался в стенах дома более пяти лет, и выявить связанные с ним зоны оказалось невозможно. Наконец, причиной, повлиявшей на решение Мосгорнаследия о статусе объекта, стало его местоположение. В отчете о заседании, опубликованном на сайте мэрии Москвы, указано, что здание «входит в район застройки, утратившей историческую среду».

«Районом, который утратит историческую среду, Тишинка станет, если дом культуры снесут или оставят его без реставрации. Это культурно-значимый центр для местных жителей, и если архитектурные качества объекта действительно не столь высоки, то его безусловную мемориальную ценность и значимость для района нельзя отрицать. Повторяется ситуация с Таганской телефонной станцией, и это печально», — поделилась с TANR своим мнением руководитель Центра авангарда на Шаболовке, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова. Иван Борисов, член общественного движения «Архнадзор», занимающийся судьбой объекта, добавил: «Мнения участников научно-методического совета на заседании разделились, но никто не был против сохранения здания. Вопрос был о статусе и классификации. Решение о невнесении в список наследия будет оспариваться. Начиная с 1920-х годов и до перестройки история этого дома неразрывно связана с историей Советского Союза, он представляет несомненную мемориальную и историческую ценность». Однако на вопрос TANR, снесут ли здание или все-таки отреставрируют, Борисов ответил, что «в официальном релизе нет слов о запрете на снос», а вопрос реставрации требует большой работы: «Коллективная работа с Департаментом культурного наследия будет продолжена, многими членами совета отмечалось, что дом культуры должен быть отреставрирован».

Несмотря на вышедший приказ, в научно-методическом совете Мосгорнаследия предложили пересмотреть проект застройки района и решить судьбу дома культуры в будущем «с учетом пожеланий жителей». Сейчас здание, где до июля 2017 года размещался «Театральный клуб на Тишинке», пустует. Минувшим летом компанией «Донстрой» был запланирован его снос под строительство 16-этажного жилого комплекса, но проект удалось приостановить.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+