18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сезанн в новом свете

Британский историк попытался описать истинное лицо «затворника из Экса», отделив его от вымышленного образа. Недавно вышедшая фундаментальная биография художника и новое английское издание его писем без купюр пришлись очень вовремя

Разнообразные трактовки творчества Поля Сезанна в исследованиях ХХ века способствовали поднятию его авторитета, который окончательно укрепился на международных выставках последних 20 лет, однако его наследие по сей день таит в себе множество неразрешенных проблем. Две последние публикации о Сезанне принадлежат авторству Алекса Данчева, который со всей основательностью подошел к задаче «расшифровки» Сезанна.

Автор монографии пишет, что работы Сезанна «колонизировали наше сознание». Казавшиеся неустойчивыми натюрморты и бесконечные виды горы святой Виктории в равной степени вызывали восторги и насмешки. В последние годы жизни Сезанна восхищение его работами среди поколения молодых художников и мыслителей переросло в почитание; Поль Синьяк сравнивал его натюрморты с Моной Лизой Леонардо и 20-метровым Раем Тинторетто. Вместе с тем постепенно возрастал интерес к личности художника: эрудита, сварливого отшельника, странного, эксцентричного и независимого.

Созданная личность

Все противоречия, затрудняющие понимание характера Сезанна, по мнению Данчева, были созданы им самим. Сезанн придумал себе образ брюзгливого художника, не боящегося выставить себя деревенщиной «и с удовольствием предающегося безумствам».

Биография, написанная Алексом Данчевым, нацелена как раз на то, чтобы отделить истинного Сезанна от вымышленной фигуры, от множество его альтер эго. Даже просто изложить основные события жизни художника и его достижения — уже непростая задача из-за скудности и обрывочности источников: ранние биографии, мемуары и опубликованные «беседы» в большинстве случаев нельзя считать достоверными.

В нелегком деле отделения подлинных зерен от романтизированных плевел Алекс Данчев обращается к самому наследию мастера и делает это блестяще. Годами Сезанн получал признание лишь от друзей-художников. Эдгар Дега и Клод Моне коллекционировали его работы, а Огюст Ренуар, как пишет Данчев, «записывал его речи, словно антрополог в неизвестном племени». «Нет мастера, равного Сезанну», — декларировал Жорж Брак; а художники последующих поколений тщательно усваивали «уроки» Сезанна: Василий Кандинский, Анри Матисс, Генри Мур, Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд. К пестрому списку живописцев присоединились столь же несхожие между собой писатели и философы: Д. Г. Лоуренс, Мартин Хайдеггер, Эрнест Хемингуэй, Уолтер Бенджамин, Аллен Гинзберг, даже Эрик Ромер и Вуди Аллен. К счастью, все эти «поклонники» художника не идут в книге друг за другом бесконечной вереницей, а аккуратно разложены по главам, «их» Сезанн тщательно исследован автором, что позволяет увидеть его работы в новом свете.

В книге Алекса Данчева личность и творчество Поля Сезанн воссозданы по крупицам и с различных точек зрения, в итоге складываясь в цельный и многомерный образ. Биографические и аналитические главы монографии чередуются с подробным анализом автопортретов Сезанна. В них художник фиксирует собственные черты и создает образ самого себя — столь же сложный, но уже куда более личный.

Прямая речь

Подлинный голос Сезанна звучит в его письмах, изданных отдельной прекрасно иллюстрированной книгой. Письма предлагают взгляд изнутри на повседневную жизнь художника и знакомят с ходом мыслей Сезанна. Его переписка, впервые опубликованная в 1930-х годах Джоном Ревалдом, «отцом-основателем исследований о Сезанне». Эти письма адресованы преимущественно друзьям, они демонстрируют большое разнообразие настроений; Сезанн выступает в них деликатным и чувствительным. Ранние письма полны каламбуров и юмора, поздние же более прозаичны, трогательно эмоциональны; порой рассказывают многое о художественных планах Сезанна. В своих новых переводах Алекс Данчев отдает должное глубине мысли художника. Двадцать писем впервые публикуются на английском, в том числе адресованные жене Сезанна, Гортензии. В них мадам Сезанн кажется не столь «хрупкой, нестареющей и неприкаянной», как утверждал Ревалд. В некоторых письмах речь идет о теории искусства Поля Сезанна, об «истинной живописи», важности «чувственного опыта» и необходимости «реализовать» это на холсте. Новое издание исправляет допущенные ранее ошибки и неточности в переводах, успешно восстанавливая мощь и остроту прозы Сезанна (предыдущие переводы сильно страдали от бесчисленных восклицаний «ейбогу» и значительного смягчения интонаций), не искажая смысла слов художника. - Энн Роббинс

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+