С возрастом только лучше: на Frieze в почете художники за 60

В лондонском Риджентс-парке открывается ярмарка современного искусства Frieze. В этом году в центре внимания окажутся пожилые художники и феминистки 1960-х годов

Новая секция Sex Work. Джудит Бернстайн. Рождение вселенной. Фото: The Box, LA and Karma International, Цюрих
Новая секция Sex Work. Джудит Бернстайн. Рождение вселенной.
Фото: The Box, LA and Karma International, Цюрих

В новой секции Frieze London (5–8 октября) под названием Sex Work показан ряд художниц-феминисток, чье искусство было новаторским в 1960-е, а на Frieze Masters четыре сильные художницы из разных стран — в том числе малоизвестная Илона Кешеру (р. 1933) из Венгрии — представят, по словам лондонского дилера Стивена Фридмана, свои «уникальные эксперименты в области абстракции 1960–1970-х годов».

Многие из художников, с которыми работает Фридман, пожилые. На Frieze London он привозит выставку новых произведений 80-летнего американского скульптора Мелвина Эдвардса. «Одна из привлекательных сторон Frieze, одна из причин того, что мы продолжаем принимать в ней участие, — здесь есть место для художников на любом этапе их карьеры», — объясняет Фридман.

По его словам, коллекционеры только недавно оценили Эдвардса по достоинству. «Вновь возник рыночный интерес к его творчеству, и коллекционеры и крупные музеи наверстывают упущенное, приобретая как более старые, так и новые его произведения», — говорит дилер. Он добавляет, что родившийся в Техасе художник давно признан одним из пионеров современного афроамериканского искусств. Цены на рисунки Эдвардса начинаются от $25 тыс., а скульптуры стоят от $90 тыс. до $350 тыс.

Благодаря поддержке со стороны институций сегодня творчество Мелвина Эдвардса стало гораздо заметнее. «В последние годы критики уделяют Эдвардсу повышенное внимание, его произведения представлены на идущей сейчас в Тейт Модерн выставке «Душа нации» [до 22 октября], а одна из его инсталляций в данный момент находится в экспозиции фонда V-A-C в Венеции», — рассказывает Фридман.

Персональная выставка Томаса Руффа на стенде галереи Rudiger Schöttle (Мюнхен). Фото: Galerie Rudiger Schöttle
Персональная выставка Томаса Руффа на стенде галереи Rudiger Schöttle (Мюнхен).
Фото: Galerie Rudiger Schöttle

Участие в престижных выставках играет значительную роль в карьере художника вне зависимости от его возраста. В то же время, по мнению арт-консультанта из Лондона Эмили Цингоу, коллекционеры «все чаще используют искусствоведческий подход при составлении своих собраний, и потому художники, имеющие историческое значение, начинают вызывать больший интерес». «Совершенно естественно, что это сказывается и на положении дел на рынке, и, разумеется, Frieze также отражает эту тенденцию», — говорит она. Художники старшего поколения пользуются и коммерческим успехом, и популярностью у критиков.

Еще один художник за 80, которому уделяется особое внимание на ярмарке, — это уроженец Лондона, живущий и работающий в Нью-Йорке, Малкольм Морли, обзору творчества которого, от фотореализма 1960-х до экспрессионистских работ 1980-х, посвятила свой стенд на Frieze Masters галерея Sperone Westwater. В 1981 году Морли принял участие в знаковой выставке Королевской академии художеств в Лондоне «Новый дух в живописи», а в 1984-м стал первым лауреатом престижной Премии Тернера. Несмотря на то что его последняя на сегодня персональная выставка состоялась в лондонской Hayward Gallery в 2001 году, сейчас ретроспектива Морли проходит в Hall Art Foundation в замке Дернебург в Германии, а Sperone Westwater надеется вновь повысить престиж художника, в том числе в его родной стране.

Секция Sex Work — это, по словам ее куратора Элисон Джинджерас, попытка переписать историю искусства, сделав более заметными таких художниц, как Дороти Айаннон и Ренате Бертльманн, чье творчество считалось слишком «трансгрессивным», выходящим за рамки, чтобы включать его в обзорные музейные выставки. Представляющие Айаннон и Бертльманн галереи рассказывают о том, когда и каким образом те начали привлекать к себе больше внимания.

Менеджер лондонской галереи Richard Saltoun Рошин Маккуайрнс говорит: «Существует растущая группа коллекционеров, по большей части женщин, понимающих, что сильные художницы по-прежнему ведут неравную борьбу. Эти люди активно поддерживают и продвигают творчество Бертльманн». Скульптуры австрийской феминистки стоят от £20 тыс. до £150 тыс., произведения на бумаге, фотографии и видео — от £5 тыс. до £30 тыс.

Air de Paris покажет на Frieze London девять произведений Айаннон стоимостью от €20 тыс. до €200 тыс., в том числе полотно «Повиляй для меня задницей» (1970). «Дороти заметили в 2005 году. Ее глубокие и веселые работы нашли аудиторию, которая не смущается при виде откровенных образов», — поясняет соосновательница галереи Флоранс Боннфу.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+