18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

С возрастом только лучше: на Frieze в почете художники за 60

В лондонском Риджентс-парке открывается ярмарка современного искусства Frieze. В этом году в центре внимания окажутся пожилые художники и феминистки 1960-х годов

В новой секции Frieze London (5–8 октября) под названием Sex Work показан ряд художниц-феминисток, чье искусство было новаторским в 1960-е, а на Frieze Masters четыре сильные художницы из разных стран — в том числе малоизвестная Илона Кешеру (р. 1933) из Венгрии — представят, по словам лондонского дилера Стивена Фридмана, свои «уникальные эксперименты в области абстракции 1960–1970-х годов».

Многие из художников, с которыми работает Фридман, пожилые. На Frieze London он привозит выставку новых произведений 80-летнего американского скульптора Мелвина Эдвардса. «Одна из привлекательных сторон Frieze, одна из причин того, что мы продолжаем принимать в ней участие, — здесь есть место для художников на любом этапе их карьеры», — объясняет Фридман.

По его словам, коллекционеры только недавно оценили Эдвардса по достоинству. «Вновь возник рыночный интерес к его творчеству, и коллекционеры и крупные музеи наверстывают упущенное, приобретая как более старые, так и новые его произведения», — говорит дилер. Он добавляет, что родившийся в Техасе художник давно признан одним из пионеров современного афроамериканского искусств. Цены на рисунки Эдвардса начинаются от $25 тыс., а скульптуры стоят от $90 тыс. до $350 тыс.

Благодаря поддержке со стороны институций сегодня творчество Мелвина Эдвардса стало гораздо заметнее. «В последние годы критики уделяют Эдвардсу повышенное внимание, его произведения представлены на идущей сейчас в Тейт Модерн выставке «Душа нации» [до 22 октября], а одна из его инсталляций в данный момент находится в экспозиции фонда V-A-C в Венеции», — рассказывает Фридман.

Участие в престижных выставках играет значительную роль в карьере художника вне зависимости от его возраста. В то же время, по мнению арт-консультанта из Лондона Эмили Цингоу, коллекционеры «все чаще используют искусствоведческий подход при составлении своих собраний, и потому художники, имеющие историческое значение, начинают вызывать больший интерес». «Совершенно естественно, что это сказывается и на положении дел на рынке, и, разумеется, Frieze также отражает эту тенденцию», — говорит она. Художники старшего поколения пользуются и коммерческим успехом, и популярностью у критиков.

Еще один художник за 80, которому уделяется особое внимание на ярмарке, — это уроженец Лондона, живущий и работающий в Нью-Йорке, Малкольм Морли, обзору творчества которого, от фотореализма 1960-х до экспрессионистских работ 1980-х, посвятила свой стенд на Frieze Masters галерея Sperone Westwater. В 1981 году Морли принял участие в знаковой выставке Королевской академии художеств в Лондоне «Новый дух в живописи», а в 1984-м стал первым лауреатом престижной Премии Тернера. Несмотря на то что его последняя на сегодня персональная выставка состоялась в лондонской Hayward Gallery в 2001 году, сейчас ретроспектива Морли проходит в Hall Art Foundation в замке Дернебург в Германии, а Sperone Westwater надеется вновь повысить престиж художника, в том числе в его родной стране.

Секция Sex Work — это, по словам ее куратора Элисон Джинджерас, попытка переписать историю искусства, сделав более заметными таких художниц, как Дороти Айаннон и Ренате Бертльманн, чье творчество считалось слишком «трансгрессивным», выходящим за рамки, чтобы включать его в обзорные музейные выставки. Представляющие Айаннон и Бертльманн галереи рассказывают о том, когда и каким образом те начали привлекать к себе больше внимания.

Менеджер лондонской галереи Richard Saltoun Рошин Маккуайрнс говорит: «Существует растущая группа коллекционеров, по большей части женщин, понимающих, что сильные художницы по-прежнему ведут неравную борьбу. Эти люди активно поддерживают и продвигают творчество Бертльманн». Скульптуры австрийской феминистки стоят от £20 тыс. до £150 тыс., произведения на бумаге, фотографии и видео — от £5 тыс. до £30 тыс.

Air de Paris покажет на Frieze London девять произведений Айаннон стоимостью от €20 тыс. до €200 тыс., в том числе полотно «Повиляй для меня задницей» (1970). «Дороти заметили в 2005 году. Ее глубокие и веселые работы нашли аудиторию, которая не смущается при виде откровенных образов», — поясняет соосновательница галереи Флоранс Боннфу.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+