18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

С возрастом только лучше: на Frieze в почете художники за 60

В лондонском Риджентс-парке открывается ярмарка современного искусства Frieze. В этом году в центре внимания окажутся пожилые художники и феминистки 1960-х годов

Новая секция Sex Work. Джудит Бернстайн. Рождение вселенной. Фото: The Box, LA and Karma International, Цюрих
Новая секция Sex Work. Джудит Бернстайн. Рождение вселенной.
Фото: The Box, LA and Karma International, Цюрих

В новой секции Frieze London (5–8 октября) под названием Sex Work показан ряд художниц-феминисток, чье искусство было новаторским в 1960-е, а на Frieze Masters четыре сильные художницы из разных стран — в том числе малоизвестная Илона Кешеру (р. 1933) из Венгрии — представят, по словам лондонского дилера Стивена Фридмана, свои «уникальные эксперименты в области абстракции 1960–1970-х годов».

Многие из художников, с которыми работает Фридман, пожилые. На Frieze London он привозит выставку новых произведений 80-летнего американского скульптора Мелвина Эдвардса. «Одна из привлекательных сторон Frieze, одна из причин того, что мы продолжаем принимать в ней участие, — здесь есть место для художников на любом этапе их карьеры», — объясняет Фридман.

По его словам, коллекционеры только недавно оценили Эдвардса по достоинству. «Вновь возник рыночный интерес к его творчеству, и коллекционеры и крупные музеи наверстывают упущенное, приобретая как более старые, так и новые его произведения», — говорит дилер. Он добавляет, что родившийся в Техасе художник давно признан одним из пионеров современного афроамериканского искусств. Цены на рисунки Эдвардса начинаются от $25 тыс., а скульптуры стоят от $90 тыс. до $350 тыс.

Благодаря поддержке со стороны институций сегодня творчество Мелвина Эдвардса стало гораздо заметнее. «В последние годы критики уделяют Эдвардсу повышенное внимание, его произведения представлены на идущей сейчас в Тейт Модерн выставке «Душа нации» [до 22 октября], а одна из его инсталляций в данный момент находится в экспозиции фонда V-A-C в Венеции», — рассказывает Фридман.

Персональная выставка Томаса Руффа на стенде галереи Rudiger Schöttle (Мюнхен). Фото: Galerie Rudiger Schöttle
Персональная выставка Томаса Руффа на стенде галереи Rudiger Schöttle (Мюнхен).
Фото: Galerie Rudiger Schöttle

Участие в престижных выставках играет значительную роль в карьере художника вне зависимости от его возраста. В то же время, по мнению арт-консультанта из Лондона Эмили Цингоу, коллекционеры «все чаще используют искусствоведческий подход при составлении своих собраний, и потому художники, имеющие историческое значение, начинают вызывать больший интерес». «Совершенно естественно, что это сказывается и на положении дел на рынке, и, разумеется, Frieze также отражает эту тенденцию», — говорит она. Художники старшего поколения пользуются и коммерческим успехом, и популярностью у критиков.

Еще один художник за 80, которому уделяется особое внимание на ярмарке, — это уроженец Лондона, живущий и работающий в Нью-Йорке, Малкольм Морли, обзору творчества которого, от фотореализма 1960-х до экспрессионистских работ 1980-х, посвятила свой стенд на Frieze Masters галерея Sperone Westwater. В 1981 году Морли принял участие в знаковой выставке Королевской академии художеств в Лондоне «Новый дух в живописи», а в 1984-м стал первым лауреатом престижной Премии Тернера. Несмотря на то что его последняя на сегодня персональная выставка состоялась в лондонской Hayward Gallery в 2001 году, сейчас ретроспектива Морли проходит в Hall Art Foundation в замке Дернебург в Германии, а Sperone Westwater надеется вновь повысить престиж художника, в том числе в его родной стране.

Секция Sex Work — это, по словам ее куратора Элисон Джинджерас, попытка переписать историю искусства, сделав более заметными таких художниц, как Дороти Айаннон и Ренате Бертльманн, чье творчество считалось слишком «трансгрессивным», выходящим за рамки, чтобы включать его в обзорные музейные выставки. Представляющие Айаннон и Бертльманн галереи рассказывают о том, когда и каким образом те начали привлекать к себе больше внимания.

Менеджер лондонской галереи Richard Saltoun Рошин Маккуайрнс говорит: «Существует растущая группа коллекционеров, по большей части женщин, понимающих, что сильные художницы по-прежнему ведут неравную борьбу. Эти люди активно поддерживают и продвигают творчество Бертльманн». Скульптуры австрийской феминистки стоят от £20 тыс. до £150 тыс., произведения на бумаге, фотографии и видео — от £5 тыс. до £30 тыс.

Air de Paris покажет на Frieze London девять произведений Айаннон стоимостью от €20 тыс. до €200 тыс., в том числе полотно «Повиляй для меня задницей» (1970). «Дороти заметили в 2005 году. Ее глубокие и веселые работы нашли аудиторию, которая не смущается при виде откровенных образов», — поясняет соосновательница галереи Флоранс Боннфу.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+