Не по чинам, а по сословиям

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

Незадолго до смерти художника Ильи Глазунова рядом с его персональной галереей на Волхонке открылось новое подразделение — Музей сословий России

Фото: Галерея Ильи Глазунова
Фото: Галерея Ильи Глазунова

Трехэтажное здание в духе московского ампира, возведенное по собственному архитектурному проекту Ильи Глазунова, располагает общей площадью более 5 тыс. кв. м. Здесь и разместилась коллекция, которую Илья Сергеевич собирал на протяжении десятилетий и которая совсем недавно обрела музейный статус. Неудивительно, что в экспозиции преобладают субъективный взгляд и пристрастность коллекционера.

Не ищите здесь рассказа о сословном разнообразии — его нет. Новый музей Ильи Глазунова не о сословиях, а о самом собирателе. Он воспроизвел тот образ русской культуры, какой видел и любил. Три этажа — три условные сферы: дворянская усадебная культура, православное искусство вместе с «боярской стариной» неорусского стиля и искусство крестьянское. Метафизическая проекция личного мира художника — самое сильное, что есть в музее.

Фото: Галерея Ильи Глазунова
Фото: Галерея Ильи Глазунова

Глазунов создал интерьеры, отчасти повторив свои знаменитые квартиру и мастерскую: любимые цвета стен, плотная развеска, где шедевры соседствуют по созвучию, понятному лишь хозяину. Это делает каждый зал «обжитым», словно тут действительно дворянская гостиная, где модная мебель не вытеснила любимое бабушкино кресло, а полотна европейских мастеров соседствуют с портретами домовладельцев.

Коллекция Глазунова еще и о его времени: что можно было добыть в советских комиссионках, выкружить у антикваров, вынести из пустующих храмов, сторговать на уличном вернисаже. Истории, тянущиеся за каждым из предметов, «легенды и мифы» провенанса — любимая тема всякого собирателя. Как эрмитажная мадонна XVII века, предназначенная на экспорт, сначала осела в доме некоего чиновника, а в итоге попала к Глазунову. Как предметы старины из дворянской усадьбы покинули Россию вместе с хозяевами, потом были куплены на аукционе и вернулись из эмиграции. Как темные доски, извлеченные из-под гусениц трактора, оказались иконами XVI века.

Фото: Галерея Ильи Глазунова
Фото: Галерея Ильи Глазунова

Особое слово — о реставрации. Немногие музеи могут похвастать тем, что у них приведен в должный вид каждый экспонат. Здесь же все, что старое, отреставрировано как новое, а все, что новодел, выглядит как настоящее старое. Правда, в музее принято повторять, что все без исключения экспонаты подлинные. Для чего имеются некоторые основания: даже если вещь воссоздана в наши дни, в ее основе — редчайший подлинник, а все реконструкции осуществлены с использованием оригинальных исторических материалов. Это тоже плюс частного собирателя: он может придать вещи желаемый вид, не будучи скованным жесткой реставрационной этикой невмешательства.

Фото: Галерея Ильи Глазунова
Фото: Галерея Ильи Глазунова

Музей работает сеансами, принимая новую группу каждый час, и пока по отношению к посетителям он не слишком радушен. Чтобы сюда попасть, кроме входного билета нужно купить еще и билет на экскурсионное обслуживание — иного способа нет. Странно, что новая институция выбрала столь герметичную стратегию, принимая немногим больше 100 посетителей в день. Хотя, возможно, со временем молодой проект осознает необходимость привлечения аудитории — появятся аудиогиды, буклеты и каталоги, отсутствующий зачастую этикетаж, а руководство узнает, что одно бесплатное селфи способно привлечь к музею внимание многих.

Пока же — экскурсии, настолько разные, насколько разными бывают экскурсоводы, и смотрительницы, ревностно следящие, чтобы вы не ступили ногой с ковровой дорожки, и настойчиво выпроваживающие вас по окончании экскурсии. Словом, приготовьтесь к тому, что «нет» вы услышите не единожды, — но если будете доброжелательны и тверды, то сможете и попасть в музей, и даже получить удовольствие.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+