Главному орудию женского кокетства вернули былое великолепие

Реставраторы возродили три десятка вееров из собрания Музея-усадьбы Останкино. На выставке в Центре Грабаря можно узнать секретный язык этого предмета

Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид до реставрации
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид до реставрации
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид до реставрации
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Г.Соловьева, Л.В.Гетьман
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид до реставрации
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, Е.Г.Соловьева
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид до реставрации
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид после реставрации. Художник-реставратор С.В.Медведева
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид до реставрации
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, И.В.Михайлова
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид до реставрации
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид до реставрации
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид до реставрации
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Г.Соловьева, Л.В.Гетьман
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид до реставрации
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, Е.Г.Соловьева
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид до реставрации
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид после реставрации. Художник-реставратор С.В.Медведева
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид до реставрации
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, И.В.Михайлова

Выставка отреставрированных вееров XVIII–XX веков откроется во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря 5 октября. Хрупкие аксессуары, попавшие туда из Музея-усадьбы Останкино на реставрацию в 2012 году, готовы предстать перед публикой в обновленном виде. Всего их 34. Небольшая коллекция содержит примеры всех существующих типов вееров самого разнообразного декора: веера brisé, состоящие только из пластинок, plié с тканевым или кружевным экраном, торжественные и пышные pliant из перьев страуса и марабу, а еще palmette с экраном из отдельных «листьев» и cocarde с экраном в форме медальона. При изготовлении вееров использовались самые разные материалы — от слоновой кости, черепахового панциря и шелка до экзотических перьев и бумаги. Для реставраторов сложность представляло как раз сочетание различных по структуре и пластичности материалов в одном предмете, из-за этого каждый веер приходилось восстанавливать по индивидуальной методике.

Для тех, кто прежде не сталкивался с типологией аксессуаров, организаторы подготовили на выставке подробные видеофайлы. А всем, кто не может дождаться ее открытия, уже сейчас стоит заглянуть на сайт Центра Грабаря, где работает красочная мультимедиа-презентация «Веер с пасторальной сценой». Изучив ее, можно узнать интересные нюансы реставрации и разобраться в материалах и техниках.

Пожалуй, самый интересный раздел посвящен истории возникновения веера и символике сюжетов на его экранах. Впервые складные веера появились в Японии и Китае, предположительно в IX веке. Оттуда в Европу их привезли португальские мореплаватели. В XVIII веке этот предмет распространяется и в России. Особенно популярными веера стали в период, когда на русском престоле находились женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II.

Позаимствовали не только сам предмет, но и его язык, словарь которого очень интересен. Например, закрытый веер, приложенный к губам, означал «нас подслушивают, молчи». Число сложенных ребер веера говорило о том, который сейчас час или время будущего свидания. Веер, прижатый к правой щеке, означал «да», к левой — «нет». Чтобы указать избраннику, что он не соответствует ожиданиям, дама прикладывала закрытый веер к правому плечу или открытым опускала его к полу. А если хотела выразить свое благоволение, держала его полностью открытым на уровне глаз.

Игры с этим аксессуаром были не единственным символическим языком мира костюма. Со второй половины XVII века чувства выражали также языком мушек (они удачно скрывали недостатки лица), с помощью перчаток, колец и используемых в гардеробе цветов.


Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
Веера из собрания музея-усадьбы Останкино после реставрации в Центре имени Грабаря
С 5 октября по 24 ноября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+