18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главному орудию женского кокетства вернули былое великолепие

Реставраторы возродили три десятка вееров из собрания Музея-усадьбы Останкино. На выставке в Центре Грабаря можно узнать секретный язык этого предмета

Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид до реставрации
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид до реставрации
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид до реставрации
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Г.Соловьева, Л.В.Гетьман
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид до реставрации
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, Е.Г.Соловьева
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид до реставрации
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид после реставрации. Художник-реставратор С.В.Медведева
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид до реставрации
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, И.В.Михайлова
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид до реставрации
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид до реставрации
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид до реставрации
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Г.Соловьева, Л.В.Гетьман
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид до реставрации
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, Е.Г.Соловьева
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид до реставрации
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид после реставрации. Художник-реставратор С.В.Медведева
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид до реставрации
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, И.В.Михайлова

Выставка отреставрированных вееров XVIII–XX веков откроется во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря 5 октября. Хрупкие аксессуары, попавшие туда из Музея-усадьбы Останкино на реставрацию в 2012 году, готовы предстать перед публикой в обновленном виде. Всего их 34. Небольшая коллекция содержит примеры всех существующих типов вееров самого разнообразного декора: веера brisé, состоящие только из пластинок, plié с тканевым или кружевным экраном, торжественные и пышные pliant из перьев страуса и марабу, а еще palmette с экраном из отдельных «листьев» и cocarde с экраном в форме медальона. При изготовлении вееров использовались самые разные материалы — от слоновой кости, черепахового панциря и шелка до экзотических перьев и бумаги. Для реставраторов сложность представляло как раз сочетание различных по структуре и пластичности материалов в одном предмете, из-за этого каждый веер приходилось восстанавливать по индивидуальной методике.

Для тех, кто прежде не сталкивался с типологией аксессуаров, организаторы подготовили на выставке подробные видеофайлы. А всем, кто не может дождаться ее открытия, уже сейчас стоит заглянуть на сайт Центра Грабаря, где работает красочная мультимедиа-презентация «Веер с пасторальной сценой». Изучив ее, можно узнать интересные нюансы реставрации и разобраться в материалах и техниках.

Пожалуй, самый интересный раздел посвящен истории возникновения веера и символике сюжетов на его экранах. Впервые складные веера появились в Японии и Китае, предположительно в IX веке. Оттуда в Европу их привезли португальские мореплаватели. В XVIII веке этот предмет распространяется и в России. Особенно популярными веера стали в период, когда на русском престоле находились женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II.

Позаимствовали не только сам предмет, но и его язык, словарь которого очень интересен. Например, закрытый веер, приложенный к губам, означал «нас подслушивают, молчи». Число сложенных ребер веера говорило о том, который сейчас час или время будущего свидания. Веер, прижатый к правой щеке, означал «да», к левой — «нет». Чтобы указать избраннику, что он не соответствует ожиданиям, дама прикладывала закрытый веер к правому плечу или открытым опускала его к полу. А если хотела выразить свое благоволение, держала его полностью открытым на уровне глаз.

Игры с этим аксессуаром были не единственным символическим языком мира костюма. Со второй половины XVII века чувства выражали также языком мушек (они удачно скрывали недостатки лица), с помощью перчаток, колец и используемых в гардеробе цветов.


Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
Веера из собрания музея-усадьбы Останкино после реставрации в Центре имени Грабаря
С 5 октября по 24 ноября

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+