Главному орудию женского кокетства вернули былое великолепие

Реставраторы возродили три десятка вееров из собрания Музея-усадьбы Останкино. На выставке в Центре Грабаря можно узнать секретный язык этого предмета

Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид до реставрации
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид до реставрации
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид до реставрации
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Г.Соловьева, Л.В.Гетьман
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид до реставрации
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, Е.Г.Соловьева
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид до реставрации
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид после реставрации. Художник-реставратор С.В.Медведева
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид до реставрации
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, И.В.Михайлова
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид до реставрации
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840–1850-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид до реставрации
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Н.Рябцева, Е.Г.Соловьева
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид до реставрации
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Е.Г.Соловьева, Л.В.Гетьман
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид до реставрации
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, Е.Г.Соловьева
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид до реставрации
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ в. Вид после реставрации. Художник-реставратор С.В.Медведева
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид до реставрации
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е. Вид после реставрации. Художники-реставраторы Л.В.Гетьман, И.В.Михайлова

Выставка отреставрированных вееров XVIII–XX веков откроется во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря 5 октября. Хрупкие аксессуары, попавшие туда из Музея-усадьбы Останкино на реставрацию в 2012 году, готовы предстать перед публикой в обновленном виде. Всего их 34. Небольшая коллекция содержит примеры всех существующих типов вееров самого разнообразного декора: веера brisé, состоящие только из пластинок, plié с тканевым или кружевным экраном, торжественные и пышные pliant из перьев страуса и марабу, а еще palmette с экраном из отдельных «листьев» и cocarde с экраном в форме медальона. При изготовлении вееров использовались самые разные материалы — от слоновой кости, черепахового панциря и шелка до экзотических перьев и бумаги. Для реставраторов сложность представляло как раз сочетание различных по структуре и пластичности материалов в одном предмете, из-за этого каждый веер приходилось восстанавливать по индивидуальной методике.

Для тех, кто прежде не сталкивался с типологией аксессуаров, организаторы подготовили на выставке подробные видеофайлы. А всем, кто не может дождаться ее открытия, уже сейчас стоит заглянуть на сайт Центра Грабаря, где работает красочная мультимедиа-презентация «Веер с пасторальной сценой». Изучив ее, можно узнать интересные нюансы реставрации и разобраться в материалах и техниках.

Пожалуй, самый интересный раздел посвящен истории возникновения веера и символике сюжетов на его экранах. Впервые складные веера появились в Японии и Китае, предположительно в IX веке. Оттуда в Европу их привезли португальские мореплаватели. В XVIII веке этот предмет распространяется и в России. Особенно популярными веера стали в период, когда на русском престоле находились женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II.

Позаимствовали не только сам предмет, но и его язык, словарь которого очень интересен. Например, закрытый веер, приложенный к губам, означал «нас подслушивают, молчи». Число сложенных ребер веера говорило о том, который сейчас час или время будущего свидания. Веер, прижатый к правой щеке, означал «да», к левой — «нет». Чтобы указать избраннику, что он не соответствует ожиданиям, дама прикладывала закрытый веер к правому плечу или открытым опускала его к полу. А если хотела выразить свое благоволение, держала его полностью открытым на уровне глаз.

Игры с этим аксессуаром были не единственным символическим языком мира костюма. Со второй половины XVII века чувства выражали также языком мушек (они удачно скрывали недостатки лица), с помощью перчаток, колец и используемых в гардеробе цветов.


Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
Веера из собрания музея-усадьбы Останкино после реставрации в Центре имени Грабаря
С 5 октября по 24 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+