18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главному орудию женского кокетства вернули былое великолепие

Реставраторы возродили три десятка вееров из собрания Музея-усадьбы Останкино. На выставке в Центре Грабаря можно узнать секретный язык этого предмета

Выставка отреставрированных вееров XVIII–XX веков откроется во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря 5 октября. Хрупкие аксессуары, попавшие туда из Музея-усадьбы Останкино на реставрацию в 2012 году, готовы предстать перед публикой в обновленном виде. Всего их 34. Небольшая коллекция содержит примеры всех существующих типов вееров самого разнообразного декора: веера brisé, состоящие только из пластинок, plié с тканевым или кружевным экраном, торжественные и пышные pliant из перьев страуса и марабу, а еще palmette с экраном из отдельных «листьев» и cocarde с экраном в форме медальона. При изготовлении вееров использовались самые разные материалы — от слоновой кости, черепахового панциря и шелка до экзотических перьев и бумаги. Для реставраторов сложность представляло как раз сочетание различных по структуре и пластичности материалов в одном предмете, из-за этого каждый веер приходилось восстанавливать по индивидуальной методике.

Для тех, кто прежде не сталкивался с типологией аксессуаров, организаторы подготовили на выставке подробные видеофайлы. А всем, кто не может дождаться ее открытия, уже сейчас стоит заглянуть на сайт Центра Грабаря, где работает красочная мультимедиа-презентация «Веер с пасторальной сценой». Изучив ее, можно узнать интересные нюансы реставрации и разобраться в материалах и техниках.

Пожалуй, самый интересный раздел посвящен истории возникновения веера и символике сюжетов на его экранах. Впервые складные веера появились в Японии и Китае, предположительно в IX веке. Оттуда в Европу их привезли португальские мореплаватели. В XVIII веке этот предмет распространяется и в России. Особенно популярными веера стали в период, когда на русском престоле находились женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II.

Позаимствовали не только сам предмет, но и его язык, словарь которого очень интересен. Например, закрытый веер, приложенный к губам, означал «нас подслушивают, молчи». Число сложенных ребер веера говорило о том, который сейчас час или время будущего свидания. Веер, прижатый к правой щеке, означал «да», к левой — «нет». Чтобы указать избраннику, что он не соответствует ожиданиям, дама прикладывала закрытый веер к правому плечу или открытым опускала его к полу. А если хотела выразить свое благоволение, держала его полностью открытым на уровне глаз.

Игры с этим аксессуаром были не единственным символическим языком мира костюма. Со второй половины XVII века чувства выражали также языком мушек (они удачно скрывали недостатки лица), с помощью перчаток, колец и используемых в гардеробе цветов.


Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря
Веера из собрания музея-усадьбы Останкино после реставрации в Центре имени Грабаря
С 5 октября по 24 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+