В Санкт-Петербурге выбирают Музей блокады

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

В первой половине октября подведут итоги международного архитектурного конкурса на лучший проект Музея обороны и блокады Ленинграда. В финал вышли три похожие друг на друга работы российских бюро и оригинальная идея архитекторов из Финляндии

Проект «Реквием», предложенный архитекторами финской компании Lahdelma & Mahlamäki. Фото:  Lahdelma & Mahlamäki
Проект «Реквием», предложенный архитекторами финской компании Lahdelma & Mahlamäki.
Фото: Lahdelma & Mahlamäki

В конкурсе на проектирование современного здания для Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда приняли участие девять архитектурных бюро из Германии, Норвегии, России и Финляндии. В финал вышли четыре проекта: «Студии 44», Архитектурной мастерской Мамошина, бюро «Земцов, Кондиайн и парт­неры» и финской компании Lahdelma & Mahlamäki Architects, подавшей совместную заявку с американской Ralph Appelbaum Associates (RAA). Последняя в России разработала музейное пространство Ельцин Центра в Екатеринбурге и львиную долю проекта Еврейского музея и центра толерантности в Москве. Объявить победителя архитектурного конкурса обещают в первой декаде октября.

«Дом блокадного Ленинграда» — проект архитектурного бюро «Студия 44» из Санкт-Петербурга. Фото: «Студия 44»
«Дом блокадного Ленинграда» — проект архитектурного бюро «Студия 44» из Санкт-Петербурга.
Фото: «Студия 44»

О том, что одному из самых значимых петербургских музеев катастрофически не хватает площадей, говорили давно. Здание в Соляном переулке (д. 9), где музей открылся в 1944 году и откуда его буквально выкинули в годы послевоенных репрессий (музей и многие его сотрудники в 1949-м стали жертвами «Ленинградского дела». — TANR), частично вернулось к нему в 1989 году. Музей занимает здесь 800 кв. м, деля площади с Министерством обороны. В 2016 году была разработана концепция музейного квартала неподалеку от Смольного. По планам правительства к 2020 году эта территория будет освобождена от учреждений и передана городу, и именно там решено построить новый музей. В том же году город выделил под его проект 1 млрд руб. и запланировал выделять еще по 1,4 млрд руб. в последующие три года.

Согласно условиям конкурса архитекторам на площади в 25 тыс. кв. м требовалось создать музей нового типа, объединяющий постоянную экспозицию, пространства для временных выставок, зону приемов официальных делегаций, читальный и кинозалы, научно-исследовательский центр «Институт памяти», архив, библиотеку, фондохранилище. Кроме того, необходимо было учесть соседство со Смольным собором.

Выставка проектов — участников международного архитектурного конкурса на лучший проект Музея обороны и блокады Ленинграда в выставочном зале Конногвардейского манежа. Фото: Алексей Рощин
Выставка проектов — участников международного архитектурного конкурса на лучший проект Музея обороны и блокады Ленинграда в выставочном зале Конногвардейского манежа.
Фото: Алексей Рощин

Из четырех проектов-финалистов три российских выделяются общей идеей, родившейся, видимо, из советского воспитания и идеологии: Ленинград — город-крепость. Эта идея — крепости, героической обороны — воплощена у всех петербургских авторов. Проект Мастерской Мамошина — самый яркий пример, гигантское здание, напоминающее и Колизей, и постройки Альберта Шпеера, нечто грандиозное, наводящее ужас на врагов и вызывающее трепет у всех остальных. Проект «Студии 44» Никиты Явейна (она занималась реконструкцией и реставрацией Главного штаба на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге) тоже использует набор средств, понятных с советских времен: курган, стелы, пропилеи. Бюро Земцова предлагает постройку, стилизованную под гигантскую артиллерийскую батарею. И только финский проект, названный авторами «Реквием», полностью отказывается даже от намека на пафос и милитаризм: над землей возвышается невысокий пологий холм, большая часть инфраструктуры музея убрана под землю, а вверх плавно и неагрессивно уходит крыло, или «нить жизни», — часть здания, где будет расположена экспозиция.

Организаторы конкурса обещают учесть мнение не только жюри, но и «голос народа». Горожане активно голосовали в выставочном зале Конногвардейского манежа, где были представлены проекты, а также на сайте правительства города и портале «Фонтанка.ру». Фаворитом в интернет-голосовании стал проект бюро «А.Лен» (не прошедший в финал по решению жюри), что совершенно понятно: это, во-первых, самый непафосный проект, а во-вторых, именно он самым деликатным образом вписался в окружающую застройку, перспективу Невы и соседство со Смольным собором. За ним идут проекты «Студии 44» и Мастерской Мамошина. Голосовавшие на выставке отдали предпочтение финнам.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+