Акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров: «У нас есть чем вдохновиться»

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «Индустриальный мир. Коллекция Челябинского трубопрокатного завода». Идейный вдохновитель корпоративного собрания ЧТПЗ Андрей Комаров рассказал TANR, в чем привлекательность произведений на эту тему

Андрей Комаров. Фото: ЧТПЗ
Андрей Комаров.
Фото: ЧТПЗ

Когда и как возникла идея этого собрания? Что стало отправной точкой?

В 1990-е годы, оказавшись у наследников художника Александра Лабаса, я приметил несколько работ на металлургическую тему. Так возникла идея собрать тематическую коллекцию живописи и графики. И вот уже 20 лет мы работаем в этом направлении. Думаю, можно сказать, что у нас самая интересная и большая коллекция работ на эту тему.

Вы упомянули, что оказались у наследников Лабаса. Можно предположить, что именно ваше личное увлечение искусством и стало импульсом к созданию корпоративной коллекции?

Безусловно. Особенно мне нравится отечественное искусство 1920–30-х годов.

Сколько сейчас картин в коллекции?

Готовясь к выставке, мы провели ревизию, показавшую, что сегодня коллекция насчитывает около 450 живописных и графических работ. Они сосредоточены в Челябинске и Москве. Среди художников в собрании представлены Аристарх Лентулов, Александр Лабас, Моисей Фейгин, Николай Дормидонтов, Екатерина Зернова, Петр Котов, Павел Соколов-Скаля, Вадим Величко.

Ольга Колмакова. «На заводе». 1920–1930-е. Фото: ЧТПЗ
Ольга Колмакова. «На заводе». 1920–1930-е.
Фото: ЧТПЗ

Собрание постоянно пополняется?

Да, конечно. При этом мы постоянно ищем новые сюжетные линии. Так, одним из последних приобретений стала довольно забавная картина времен оттепели Альвиана Шушунина «Металлурги отдыхают». Сюжет, в общем, известный: у рабочих перерыв или технологическая пауза, они отдыхают, размышляя не только о судьбах родины, но и о семье, быте, детях — ничто человеческое им не чуждо. Остроумно подмеченная и виртуозно изображенная художником сценка. Как я уже сказал, мы стараемся не повторяться с сюжетами, но важнейшим критерием остается качество живописи.

Как вы находите новые работы для собрания?

Пути пополнения коллекции самые разные. Это и мастерские художников, и работа с наследниками. Также к нам обращаются арт-дилеры, музеи, Дворцы культуры. Предложения поступают и из ближнего зарубежья. Некоторое время назад мы получали множество предложений из Грузии и Украины.

Что-то приобретаете на аукционах?

Нет, потому что на аукционах редко встречаются работы на металлургическую тему. Во всяком случае, я никогда не видел, чтобы их предлагали. Несколько раз из отдела частных продаж Sotheby’s мы получали предложения, но я не помню, чтобы подобные работы они выставляли на торги.

Наталья Свободова. «Алапаевск. Завод». 1968. Фото: ЧТПЗ
Наталья Свободова. «Алапаевск. Завод». 1968.
Фото: ЧТПЗ

Видно, что вы очень вовлечены в работу с коллекцией. Тем не менее, очевидно, что в силу своей занятости вы один не можете заниматься картинами. Есть ли у вас куратор коллекции?

Уже более 20 лет в этом вопросе нам помогает Виктория Иванникова. Виктория — искусствовед, она прекрасно знает коллекцию. Когда поступают предложения о покупке, то именно она оценивает картины, а также определяет их подлинность и сохранность.

450 произведений живописи и графики на одну тему — это довольно большая коллекция. Поступали ли вам предложения о продаже собрания целиком?

Всего собрания — нет. Но предложения о продаже определенных картин, конечно, поступали. Дело в том, что в коллекции много картин, которые представляют большой интерес для коллекционеров. Например, редкий для частных собраний графический лист художника Анны Самойловских 1933 года «Старый Гурьевск».

Но мы ничего не продаем. Хотя иногда дарим коллегам на юбилеи или памятные даты. Несколько раз дарили работы, на которых изображены металлургические предприятия, их сегодняшним владельцам.

Иосиф Рубанов. «Листопрокатный цех. Портрет В. Дюжева». 1954. Фото: ЧТПЗ
Иосиф Рубанов. «Листопрокатный цех. Портрет В. Дюжева». 1954.
Фото: ЧТПЗ

Мы с вами сейчас в переговорной московского офиса, и здесь висят несколько работ из коллекции, как и в коридорах и других помещениях. Как реагируют на произведения искусства ваши партнеры и вообще посетители офиса? Это вызывает интерес?

Картины вызывают интерес у всех. Среди наших посетителей много людей, которые разбираются в живописи. Они часто спрашивают, кто автор той или иной работы. С похожей реакцией я столкнулся на нашей выставке в МАММ, где встретил много молодых людей, которые, казалось бы, никак не связаны ни с металлургией, ни с этим искусством. Тем не менее я видел живой интерес, который они проявляли. Они активно обсуждали увиденное, внимательно слушали аудиогиды. Такую реакцию мы уже многие годы наблюдаем со стороны своих клиентов, посетителей офиса.

Это первая публичная презентация коллекции?

Ранее мы выставляли работы в РОСНАНО, в Газпроме и других компаниях, но это были скорее закрытые показы. Несколько раз были небольшие выставки в Челябинске.

Выставку такого масштаба мы проводим впервые. Ключевое событие, которое повлияло на решение организовать экспозицию «Индустриальный мир», — празднование 75-летия Челябинского трубопрокатного завода.

Для нас это первый подобный опыт. С Ольгой Львовной (Свибловой, директором Мультимедиа Арт Музея. — TANR) у нас получился очень интересный проект на прекрасной площадке, идеально подходящей для выставки такого рода.

Как возникла эта идея? Это Ольга Львовна предложила или вы к ней обратились?

Мы пришли к Ольге Львовне с этим проектом. Знакомство с ней вылилось в эту замечательную выставку. Безусловно, она вложила в нее частичку своей души и сердца. Мы неслучайно выбрали именно Мультимедиа Арт Музей. Ведь на выставке вы увидите не только живопись, но и прекрасные фотографии Тимофея Парщикова и музыкальную арт-инсталляцию Дмитрия Морозова.

Александр Лабас. «Сталевар». 1958. Серия «Завод». Фото: ЧТПЗ
Александр Лабас. «Сталевар». 1958. Серия «Завод».
Фото: ЧТПЗ

К слову сказать, Тимофей Парщиков специально ездил в творческую командировку на предприятия. Он занимается исследованием индустриального и постиндустриального мира, и, на мой взгляд, ему удалось ухватить идею организации пространства на наших производствах, нового подхода к промышленному дизайну, нашей философии «Белая металлургия», нашего отношения к бизнесу. Он очень современно обработал эту идею, хорошо ее подал. Молодым людям, безусловно, понятен и интересен такой взгляд.

Получается, их через более привычное им современное искусство приводят к соцреализму.

Для нас было важно донести мысль, что это современное не возникло на пустом месте, что существует история, индустриализация. Ведь процессы, которые изображены на наших полотнах 1920–1930-х годов, для того времени тоже казались новаторскими. Новые технологические процессы, новые машины завораживали и интересовали людей того времени. Вообще посетить металлургический завод или комбинат — это и сегодня очень интересно любому человеку.

Второй художник, Дмитрий Морозов, который ранее уже работал с нашими замечательными ребятами, студентами образовательной программы «Будущее белой металлургии», создал арт-объекты, с помощью которых можно сочинять свою собственную музыку. Арт-инсталляция, созданная с использованием современных приемов робототехники, очень созвучна нашей философии, нашему подходу. Уверен, что молодым людям это интересно, потому что над проектом работали наши 14–16-летние студенты, будущие металлурги, постигающие основы мехатроники и робототехники. Достигнутое соединение творческого с техническим представляет несомненный интерес.

Вадим Величко. «Сталевар». 1964. Фото: ЧТПЗ
Вадим Величко. «Сталевар». 1964.
Фото: ЧТПЗ

А кто выступил куратором выставки?

Ольга Львовна. Ее идеей было объединить в экспозиции нашу живопись с фотографией, чтобы получить абсолютно современный взгляд, переданный через фотографию. И эта идея очень хорошо работает. Сегодня человек воспринимает мир очень многообразным, и это нужно учитывать при создании выставок, используя мультиподачу: живопись, фотографию, инсталляции.

Экспонаты, которые создавались специально для выставки современными художниками, вы приобрели в собрание?

Да, теперь это наши работы.

Нет ли у вас желания двинуться в сторону современного искусства, пополнить собрание работами современников?

Если говорить о живописи и графике, прежде всего нас интересует качество. Зачастую в современном искусстве мы наблюдаем преобладание новых, модных течений, способов изображения, но это далеко от качества живописи и графики, какой я ее себе представляю. Пока мы интересного предложения не получали. Возможно, мы еще встретим таких художников. Ведь состоялся же проект с Димой Морозовым.

Александр Лабас. «У станка». 1958. Фото: ЧТПЗ
Александр Лабас. «У станка». 1958.
Фото: ЧТПЗ

Мне кажется, вы остались довольны результатом.

Очень. И в будущем я рассчитываю на новые проекты. Ведь у нас есть чем вдохновиться: прекрасное современное предприятие, где работает очень много молодых людей. Мы выпускаем очень качественную продукцию, нам приходится конкурировать со всеми мировыми компаниями. И не просто конкурировать, а побеждать в этой конкуренции. Это довольно сложно. Делаем мы это в том числе и благодаря нашему взгляду на современную промышленность, отношению к роли человека в производстве, на которого оказывает влияние современный дизайн пространства. Например, цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода — это лучший в мире цех по производству труб большого диаметра.

Какой вы видите дальнейшую судьбу коллекции?

Пока коллекция находится в стадии формирования, и чем больше авторов и различных направлений будет в ней представлено, тем она будет интереснее. Возможно, собрание когда-нибудь осядет в музее.

Музее ЧТПЗ?

Или свой музей, или какой-то из существующих на Урале. Посмотрим, не будем далеко загадывать.

Виктор Дувидов. «Цех № 1». 1970-е. Фото: ЧТПЗ
Виктор Дувидов. «Цех № 1». 1970-е.
Фото: ЧТПЗ

И последний вопрос, личный. Есть ли у вас какие-то любимые вещи, которые вы сами выделяете в коллекции?

Да, есть несколько картин, которые как раз представлены на выставке. Графика и живопись художника Александра Лабаса. Очень нравятся работы и художественная манера Вадима Величко. Одна из любимых — картина «Асфальтировщик» Виктора Бабицына.

БИОГРАФИЯ
Андрей Комаров
Акционер, член совета директоров ПАО «ЧТПЗ»

Родился в 1966 году в городе Озерске Челябинской области.

Образование Московский институт химического машиностроения (в настоящее время Московский государственный университет инженерной экологии) по специальности «Техника и физика низких температур» (1990)

Карьера
1996–2004
— заместитель генерального директора по стратегическому планированию, затем председатель совета директоров ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (с 2003 года — ЗАО «Группа ЧТПЗ»)
2005–2010 — представитель Челябинской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (сенатор);
С 2011 — член совета директоров ПАО «ЧТПЗ».
Почетный металлург РФ

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+