18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Складка на железном занавесе

Куратор специального проекта по поддержке молодых художников «Старт» ЦСИ «Винзавод» сезона 2017–2018 годов Вера Трахтенберг рассказывает о выставке Егора Федоричева «Складка на занавесе»

Первая персональная выставка Егора Федоричева «Складка на занавесе» на площадке «Cтарт» ЦСИ «Винзавод» представляет собой пространство занавеса, созданного в авторской живописной технике. Федоричев экспериментирует с разными поверхностями, сочетая с грунтованным и негрунтованным холстом найденные на свалках элементы, среди которых баннеры, строительная упаковка, промышленные ткани и многое другое. Такое искусство напоминает об arte povera, «бедном искусстве», зародившемся в 1960-х годах в Италии: художники визуализировали диалог природы и индустрии, используя нехудожественные материалы и пытаясь составить оппозицию коммерчески успешному искусству.

Егор Федоричев родился в Барнауле. Он студент Московской Школы фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко, учится в мастерской Сергея Браткова и экспериментирует с традиционными медиа, создавая новые техники. Афиши старых выставок и концертов становятся для него фрагментами «археологической живописи», баннеры с названиями строительных фирм и куски промышленной ткани со стройплощадок являются напоминанием о культурной, социальной и политической повестке прошлого.

Создавая живописный занавес, лишенный традиционной опоры в виде подрамника, Егор Федоричев обращается к извечному вопросу: что находится за этим занавесом? Его работа становится актуальным откликом на события, связанные с репрезентацией театра в обществе. Какова грань между современным театром и современным искусством? Что произойдет, если территория искусства станет площадкой для сценографического высказывания? Насколько близки (или же далеки) друг другу два этих важнейших зеркала современной культуры? Театр и искусство — части одного целого, находящиеся в непрямом диалоге. Эти части не нужно соединять, но они не могут существовать друг без друга, поскольку обе исследуют одни и те же проблемы.

Сегодня мы неизбежно задаемся вопросом: где грань между допустимой самоцензурой, которую каждый оставляет на собственное усмотрение, и цензурой общественной? Многое из происходящего так или иначе вызывает вопрос о негласной цензуре, новом железном занавесе, который грозит снова опуститься. Подобная игра слов прямо отсылает к работе Федоричева. Занавес на выставке скрывает нечто, чего не может увидеть зритель: истинное положение вещей, расстановку политических сил. Таким образом автор обращается к проблемам теорий заговора и постправды, актуализированным нынешними СМИ до предела. Скрытое занавесом пространство, отделенное от нашего взгляда «живописной тканью реальности», становится мистическим, фантомным. Занавес оборачивается границей, перейти которую способен только настоящий визионер, прорывающийся сквозь ткань реального с помощью аффектированных и расширенных состояний сознания.

Театральный занавес и занавес как философский термин «пограничного», железный занавес цензуры — все эти понятия связываются воедино в работе молодого художника с театральным бэкграундом (Егор Федоричев учился в ГИТИСе, работал как театральный сценограф). Он создает высказывание в дискурсе современного искусства именно потому, что в пространстве театра не мог полностью реализовать свои идеи, сталкивался с непониманием и неприятием.

Складка на занавесе — двойная игра сложных понятий субъективации реальности, рябь на железном занавесе нашего сознания, скрывающая истину, которой мы, возможно, никогда не узнаем. Федоричев очень тонко намекает на пространство по ту сторону занавеса, включая в экспозицию таинственные мерцающие огни за тканью живописного полотна. Таким образом автор вступает в диалог со зрителем, говоря ему: художественное высказывание не есть мысль, которую всегда можно вербализировать, в нем всегда остается нечто вне визуального поля, нечто, находящееся на грани возможностей понимания нашего разума.

Складка на железном занавесе — оксюморон, то, чего не может быть. Но если нет занавеса, не может быть и складки. В данном контексте важно совсем другое: заглянув за занавес, мы рискуем не увидеть ничего — поэтому так ли важно, что скрывается за ним на самом деле?

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+