18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Складка на железном занавесе

Куратор специального проекта по поддержке молодых художников «Старт» ЦСИ «Винзавод» сезона 2017–2018 годов Вера Трахтенберг рассказывает о выставке Егора Федоричева «Складка на занавесе»

Егор Федоричев.  Складка на занавесе. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД
Егор Федоричев.  Складка на занавесе.
Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

Первая персональная выставка Егора Федоричева «Складка на занавесе» на площадке «Cтарт» ЦСИ «Винзавод» представляет собой пространство занавеса, созданного в авторской живописной технике. Федоричев экспериментирует с разными поверхностями, сочетая с грунтованным и негрунтованным холстом найденные на свалках элементы, среди которых баннеры, строительная упаковка, промышленные ткани и многое другое. Такое искусство напоминает об arte povera, «бедном искусстве», зародившемся в 1960-х годах в Италии: художники визуализировали диалог природы и индустрии, используя нехудожественные материалы и пытаясь составить оппозицию коммерчески успешному искусству.

Вера Трахтенберг. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД
Вера Трахтенберг.
Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

Егор Федоричев родился в Барнауле. Он студент Московской Школы фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко, учится в мастерской Сергея Браткова и экспериментирует с традиционными медиа, создавая новые техники. Афиши старых выставок и концертов становятся для него фрагментами «археологической живописи», баннеры с названиями строительных фирм и куски промышленной ткани со стройплощадок являются напоминанием о культурной, социальной и политической повестке прошлого.

Егор Федоричев.  Складка на занавесе. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД
Егор Федоричев.  Складка на занавесе.
Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

Создавая живописный занавес, лишенный традиционной опоры в виде подрамника, Егор Федоричев обращается к извечному вопросу: что находится за этим занавесом? Его работа становится актуальным откликом на события, связанные с репрезентацией театра в обществе. Какова грань между современным театром и современным искусством? Что произойдет, если территория искусства станет площадкой для сценографического высказывания? Насколько близки (или же далеки) друг другу два этих важнейших зеркала современной культуры? Театр и искусство — части одного целого, находящиеся в непрямом диалоге. Эти части не нужно соединять, но они не могут существовать друг без друга, поскольку обе исследуют одни и те же проблемы.

Егор Федоричев.  Складка на занавесе. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД
Егор Федоричев.  Складка на занавесе.
Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

Сегодня мы неизбежно задаемся вопросом: где грань между допустимой самоцензурой, которую каждый оставляет на собственное усмотрение, и цензурой общественной? Многое из происходящего так или иначе вызывает вопрос о негласной цензуре, новом железном занавесе, который грозит снова опуститься. Подобная игра слов прямо отсылает к работе Федоричева. Занавес на выставке скрывает нечто, чего не может увидеть зритель: истинное положение вещей, расстановку политических сил. Таким образом автор обращается к проблемам теорий заговора и постправды, актуализированным нынешними СМИ до предела. Скрытое занавесом пространство, отделенное от нашего взгляда «живописной тканью реальности», становится мистическим, фантомным. Занавес оборачивается границей, перейти которую способен только настоящий визионер, прорывающийся сквозь ткань реального с помощью аффектированных и расширенных состояний сознания.

Егор Федоричев.  Складка на занавесе. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД
Егор Федоричев.  Складка на занавесе.
Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

Театральный занавес и занавес как философский термин «пограничного», железный занавес цензуры — все эти понятия связываются воедино в работе молодого художника с театральным бэкграундом (Егор Федоричев учился в ГИТИСе, работал как театральный сценограф). Он создает высказывание в дискурсе современного искусства именно потому, что в пространстве театра не мог полностью реализовать свои идеи, сталкивался с непониманием и неприятием.

Егор Федоричев. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД
Егор Федоричев.
Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

Складка на занавесе — двойная игра сложных понятий субъективации реальности, рябь на железном занавесе нашего сознания, скрывающая истину, которой мы, возможно, никогда не узнаем. Федоричев очень тонко намекает на пространство по ту сторону занавеса, включая в экспозицию таинственные мерцающие огни за тканью живописного полотна. Таким образом автор вступает в диалог со зрителем, говоря ему: художественное высказывание не есть мысль, которую всегда можно вербализировать, в нем всегда остается нечто вне визуального поля, нечто, находящееся на грани возможностей понимания нашего разума.

Выставка Егора Федоричева. Складка на занавесе. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД
Выставка Егора Федоричева. Складка на занавесе.
Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

Складка на железном занавесе — оксюморон, то, чего не может быть. Но если нет занавеса, не может быть и складки. В данном контексте важно совсем другое: заглянув за занавес, мы рискуем не увидеть ничего — поэтому так ли важно, что скрывается за ним на самом деле?

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+