18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внутри Zeitz MOCAA: путеводитель по новому мегамузею Кейптауна

Первый в Африке крупный музей современного искусства Zeitz MOCAA, который открывается 22 сентября, полностью финансируется частными лицами и компаниями

Атриум Zeitz MOCAA от Heatherwick Studio.  Фото: Iwan Baa
Атриум Zeitz MOCAA от Heatherwick Studio.
Фото: Iwan Baa

Музей современного африканского искусства Цайца (Zeitz MOCAA) во всех сферах: от архитектуры здания до схем сбора средств и управления — отличается от частных институций, которые открылись в мире в последние годы. Инициатором создания музея в Кейптауне стал немецкий коллекционер и бывший директор компании Puma Йохен Цайц. Если Zeitz MOCAA будет сопутствовать успех, то он радикально поменяет положение современного искусства в Африке и укрепит позиции африканских художников в мире.

Миссия

«Долгое время нарратив Африки определяли люди из других стран. Этот музей — наша попытка изменить ситуацию», — говорит исполнительный директор и куратор Zeitz MOCAA Марк Коетзи. Основа музея — работы художников из Африки или же африканского происхождения. Помимо живописи, здесь представлено видео, костюмы, перформативное и цифровое искусство.

Здание

Проектом музея Йохен Цайц занимался вместе с компанией Victoria & Alfred Waterfront (V&A Waterfront), которая превратила бывший порт Кейптауна в зону коммерческой застройки. Здесь же находился элеватор — его приспособлением под музей руководил британский архитектор Томас Хезервик. Архитектурная доминанта проекта — 27-метровой высоты атриум, вырезанный в форме зерен из бывших хранилищ цилиндрической формы. Их верхние части остеклены, и на крыше разбит сад скульптур. Вокруг этого объема расположено 80 классических залов. Девятиэтажное здание принадлежит V&A Waterfront, которое заплатило около $39 млн за его перестройку; Zeitz MOCAA оно передано в аренду на 99 лет.

Атриум Zeitz MOCAA от Heatherwick Studio.  Фото: Iwan Baa
Атриум Zeitz MOCAA от Heatherwick Studio.
Фото: Iwan Baa

Коллекция

Йохен Цайц предоставил музею право пользоваться своей коллекцией африканского искусства, которую он собирал в течение всей жизни. «Я надеюсь, что моим детям будет интересно продолжить сотрудничество с музеем, но было бы нечестно подталкивать их к этому», — говорит он.

Параллельно Zeitz MOCAA собирает свою собственную коллекцию, приобретая и принимая в дар произведения искусства. Два этажа заняли экспонаты из обеих коллекций, включая работы художников из Ганы — обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале за вклад в искусство Эль Анацуи и Джеремии Куарши, а также южноафриканцев Уильяма Кентриджа, Николаса Хлобо и Занеле Мухоли, уроженца Конго Шери Самбы, британцев Криса Офили и Айзека Джулиена, а также американцев Гленна Лигона, Кьянде Уайли и Хэнка Уиллиса Томаса.

Выставки

Первые выставки в новом музее посвящены трем африканским художникам. Ангольский фотограф Эдсон Шагас получил «Золотого льва» за лучший национальный павильон на Венецианской биеннале в 2013 году, где представил постеры с видами столицы Анголы Луанды. Коэтзи приобрел проект целиком, и сейчас он выставлен на цокольном этаже (до 13 января). На третьем этаже показывают плакаты и фотографии вождей африканских племен зимбабвийского художника Кудзанаи Чиураи (до 31 марта). На четвертом этаже проходит выставка изображающих женское тело скульптур из коровьих шкур Нандифы Мнтамбо, родившейся в Свазиленде и живущей в Южной Африке (до 27 января).

Финансирование

В число главных спонсоров музея входят Bloomberg и концерн BMW, который будет оплачивать установку и показ инсталляций в ближайшие три года, а также крупнейший банк Африки Standard Bank — он компенсирует бесплатный вход в музей утром по средам и по южноафриканским государственным праздникам. Среди других патронов музея — южноафриканский психолог и художница Венди Фишер, она же президент совета директоров нью-йоркского Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Фишер выделила средства на оплату работы 13 кураторов-интернов.

Музей получает доход от продажи билетов (полная стоимость — $14), а также от книжного магазина, магазина сувениров, кафе и ресторана. Глава V&A Waterfront Дэвид Грин оптимистично оценивает количество посетителей нового музея. Прибрежные рестораны, магазины и достопримечательности привлекают около 24 млн человек в год, и он надеется, что более 1 млн заглянут и в музей (из них лишь половина заплатит за билет; те, кому еще нет 18 лет, проходят бесплатно).

Кроме того, музей собирает деньги в фонд целевого капитала ($46 млн), который покроет 75% текущих расходов; своей цели он намерен достичь за пять лет. Доход от роскошного отеля на верхних этажах здания идет прямиком в V&A Waterfront.

Управление

Попечительский совет музея собирается четыре раза в год; в него входят, помимо прочих, британский художник Айзек Джулиен, живущая в США кенийская художница Вангечи Муту и судья в отставке, активист движения против апартеида Алби Сакс. Сопредседателями совета стали Йохен Цайц и Дэвид Грин из V&A Waterfront.

Вопрос управления играет ключевую роль еще и потому, что директор музея Марк Коэтзи не только принимает участие в приобретении экспонатов для постоянной коллекции музея (все закупки и дары рассматриваются специальной комиссией), но и отвечает за личную коллекцию Цайца. Критики указывают на потенциальный конфликт интересов из-за двойной роли Коэтзи и задаются вопросом, будет ли оказываться давление на кураторов, чтобы они выставляли работы, принадлежащие немецкому коллекционеру.

Сам Коэтзи настроен прагматично. «Южноафриканские музеи, которые спонсирует государство, еле сводят концы с концами. У них нет денег не то что на закупки — на текущие расходы. Они не могут выполнить свою главную роль, которая заключается в сохранении предметов искусства для будущих поколений», — говорит он, отмечая, что, например, в этом году временно закрылась из-за отсутствия средств на ремонт Художественная галерея Йоханнесбурга. «Нам пришлось найти новую модель, чтобы получить возможность открыть музей на этом континенте», — объясняет Коэтзи. Коллекция Цайца — это «чрезвычайно ценный фонд», который кураторы музея не обязаны выставлять. Этот пункт отдельно прописан в контракте, подписанном Цайцем и V&A Waterfront.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+