Общество пролетарских идеалистов

№56, сентябрь 2017
№56
Материал из газеты

На выставке «Общества русских скульпторов» в Русском музее показывают работы участников одного из ведущих творческих объединений 1920-х годов

Владимир Домогацкий. «Микеланджело». 1935. Фото: Государственный Русский музей
Владимир Домогацкий. «Микеланджело». 1935.
Фото: Государственный Русский музей

В богатом спектре художественных объединений, которые появились после революции 1917 года, Общество русских скульпторов (ОРС) занимает особое место. Его участники попытались реализовать знаковый для той эпохи коллективный творческий проект. Идею сформулировал один из создателей ОРС Александр Златоврацкий: «Укрепить за скульптурой ее самостоятельное положение среди других родов изоискусства». Эти слова могут показаться странными в устах ученика Бурделя и Майоля; другие члены ОРСа успели пообщаться и с Роденом. Но есть и серьезная логика в этом утверждении. Первый председатель ОРС Владимир Домогацкий, говоря о дореволюционной художественной жизни, заметил, что скульпторы находились словно «на отлете».

Семнадцатый год изменил все. Ленинский план монументальной пропаганды, оформление площадей к революционным датам, запрос на украшение клубов и домов культуры… В 1925 году 11 скульпторов, в том числе две амазонки русского ваяния Беатриса Сандомирская и Марина Рындзюнская, приняли участие в выставке «Объединенное искусство». В том же году было создано Московское общество скульпторов, в январе 1926-го «на вырост» переименованное в ОРС, хотя немосквичей в нем было всего двое — ленинградцы Александр Матвеев и Виктор Эллонен. Для молодых скульпторов знаковым стало участие в обществе таких общенациональных фигур, как Анна Голубкина, Сергей Коненков, Степан Эрьзя. ОРС просуществовал пять лет, ведя постоянную борьбу за ценности традиционной пластики (и госзаказы) с «пролетарскими» скульпторами. Общество провело четыре выставки, две последние — в ГМИИ, что само по себе является знаком качества. Партийная директива 1932 года о создании Союза художников ликвидировала ОРС, но московские скульпторы «держали» свой собственный союз еще восемь лет. ОРС помог сделать скульптуру уважаемым видом искусства.

В коллекции Русского музея около 100 произведений «орсовцев», она начала складываться из госзакупок с первых выставок общества. Для нынешнего показа отобраны 60 скульптур, в том числе кубистичная «Юлия» Веры Мухиной, тотемная «Стоящая женщина» Сандомирской, сюрреалистичный «Планерист» Иосифа Чайкова и очень редкие ранние анималистические скульптуры Дмитрия Ца­плина.

Русский музей
Художники «Общества русских скульпторов»
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+