18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Открылась ярмарка современного искусства Cosmoscow

54 галереи-участницы, передовой опыт Норвегии, актуальная революция, ответственный выбор коллекционеров и молодые художники из российских регионов — все это в пятом выпуске Cosmoscow

Превью ярмарки для прессы и коллекционеров состоялось в четверг 7-го, а для публики Cosmoscow будет работать с 8 по 10 сентября, но поговаривают, что первые продажи случились еще в среду, фактически во время монтажа стендов. Известно, что кое-что уже удалось продать петербургской Галерее Марины Гисич, которая привезла в Москву работы Виталия Пушницкого и Нади Зубаревой; некоторые вещи зарезервированы и на стенде московской галереи сестер Гоговых Artwin. Кроме того, во время утреннего пресс-показа в четверг телеведущий и коллекционер Андрей Малахов с особым интересом осматривал стенды в секции Discovery, где представлены молодые галереи и те, что работают с начинающими художниками. Игорь Маркин (галерея АРТ4) рассказал, что телезвезда обзавелся одной работой Ани Желудь из серии «Путь» (остальные тоже нашли покупателя).  Дольше всего коллекционер задержался на стендах галереи «Глаз» с работами Федора Савинцева и Лены Важениной, а также галерея «Фрагмент» с произведениями Ильи Федотова-Федорова и Алекса Мартинса.

Кстати, «Фрагмент» в этом году стала победительницей в номинации «Лучший стенд Cosmoscow» и получила право бесплатного участия в ярмарке в следующий раз. Уровень экспозиций оценивало авторитетное жюри, состоящее из Ирины Горловой (Государственная Третьяковская галерея), Екатерины Кибовской (Московская международная биеннале молодого искусства), Алексея Новоселова (Московский музей современного искусства) и Алисы Прудниковой (Государственный центр современного искусства). Как рассказала Кибовская, главными критериями были кураторское высказывание и изящество экспозиции, а также жюри было важно поддержать новичка ярмарки. По ее словам, выбрать один стенд оказалось сложнейшей задачей, поэтому было принято решение отметить особым упоминанием еще две галереи: Shaltai Editions и 11.12 Gallery. Стенд 11.12 Gallery заслужил приз симпатий жюри за остроумное визуальное решение (на ярмарке показывают работы уличного художника Славы Птрк и объекты арт-секты Simple Things, а еще можно заглянуть в импровизированный запасник галереи), а Shaltai Editions, представившей троих художников (принты Александры Паперно, напечатанная на 3D-принтере скульптура Александра Повзнера и выполненный в различных медиа проект Таус Махачевой), — за чудесное превращение коммерческого начинания в кураторский проект.

Яркие концептуальные стенды показали и старожилы московской арт-сцены: XL (диалог уже полномасштабных, а не принтованных скульптур Александра Повзнера и картин классика концептуализма Виктора Пивоварова), «Файн Арт», «Риджина», «Роза Азора» (остроумно обыгравшая тему блошиного рынка), VP Studio (два Александра Бродских — знаменитый отец и его многообещающий сын).

Пятый выпуск Cosmoscow оказался необычайно богат на различные номинации. Так, впервые было присвоено звание «Музей года Cosmoscow» — Третьяковской галерее, которая получит в дар произведения художника Андрея Кузькина; передача работ будет осуществлена при участии учрежденного в этом году Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. А в пользу самого фонда состоится благотворительный аукцион Off White, подготовленный аукционным домом Phillips. На благо современного отечественного искусства можно будет приобрести работы Сергея Борисова (€3–5 тыс.), Ани Желудь (€1,5–2 тыс.), Игоря Мухина (€3–5 тыс.), Александры Паперно (€2–3 тыс.), Валерия Чтака (€5–7 тыс.) и других.

«Художником года Cosmoscow» на этот раз стал Иван Горшков. Один из ярких представителей так называемой воронежской волны показал масштабную, созданную специально к ярмарке инсталляцию «Крем-брюле» (выпестовавшая его воронежская галерея Х.Л.А.М также участвует в ярмарке). Номинация «Институция года Cosmoscow» досталась Краснодарскому центру современного искусства «Типография» (представлен на ярмарке инсталляцией группировки ЗИП). Кроме того, стратегический партнер Cosmoscow швейцарский банк Credit Suisse во второй раз вручил премию молодому художнику. Она досталась 26-летнему Артему Филатову из Нижнего Новгорода. Он получит грант в размере 3 тыс. швейцарских франков, возможность консультаций с профессионалами в сфере искусства и поездку в Швейцарию, где посетит ведущие арт-институции страны. Работы Филатова в различных техниках (акварель, мрамор, бетон) можно приобрести на стенде галереи Artwin. Примечательно, что практически все номинации на этот раз достались художникам из регионов, что можно расценивать как последовательную политику организаторов ярмарки.

Основатель и бессменный директор Cosmoscow, а теперь и учредитель одноименного фонда поддержки современного искусства Маргарита Пушкина не устает говорить о том, что задачи и галерей, и ярмарок гораздо шире коммерческих интересов, но это ключевая форма продвижения и развития современного искусства. Неслучайно некоммерческая программа Cosmoscow обычно не уступает основной (собственно стендов галерей-участниц). На этот раз все разделы некоммерческой программы объединены общей темой — вопросом «Где революция?», а ее куратором выступил Алексей Масляев. Непосредственно этой теме посвящена лекция Алистера Хикса «Двойные стандарты: вездесущее наследие революции» в рамках программы Cosmoscow Talks.

Еще один некоммерческий проект Cosmoscow — уже ставшая традиционной мини-выставка «Глазами коллекционера», в этом году она посвящена «ответственному выбору» даже не частных коллекционеров, а институций — фондов и музеев. В экспозиции представлены произведения Гады Амер (Popov Foundation), Валерия Кошлякова (Музей русского импрессионизма), Ольги Кройтор (Gogova Foundation), Сергея Сапожникова и Светы Шуваевой (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина), инсталляция группы МишМаш, анализирующая хронологию приобретения знаковых произведений русского искусства в коллекцию Московского музея современного искусства, а также цитаты коллекционеров — основателей фондов и музея. По словам Ольги Ващилиной, куратора выставки, «различные институции предоставили для проекта те работы, которые они сами считают шедеврами, а также дали свои цитаты, в которых отвечали на вопросы, почему они купили именно эту работу, как они ее видят через 50 лет, будет ли она нести смысловую и визуальную нагрузку, окажется ли забытой или, наоборот, станет гордостью страны». «В этом году в рамках проекта „Глазами коллекционера“ я дала свободу частным фондам и музеям показать свой ответственный выбор. Я надеюсь, в будущем у нас появится больше подобных институций, которые за 10–15 лет смогут собрать достойные коллекции современного искусства, которые будут вдохновлять молодое поколение и будут интересны на международном уровне, смогут представлять страну, как сейчас русское искусство по-прежнему ассоциируют с коллекциями Щукина, Морозова и Третьякова», — рассказала куратор.

Что касается основной части ярмарки, собственно стендов, то особенностью Cosmoscow 2017 года стало рекордное число галерей (54) и художников (150), а также появление новых секций. Кроме привычной Main (известные, уже состоявшиеся галереи) и Discovery (новички и те, кто представляет молодое искусство), появились новые курируемые разделы: Collaborations (совместные проекты российских и зарубежных галерей), Focus (на этот раз искусство Норвегии) и Past Present (произведения музейного качества, созданные давно, но не утратившие своей актуальности, как, например, живопись Валерия Кошлякова, Сергея Волкова, объект Андрея Монастырского).

На вопрос о впечатлениях от первых часов работы ярмарки ее директор Маргарита Пушкина ответила, что «стенды галерей, в первую очередь российских участников, стали более смелыми и экспериментальными, что говорит о большей свободе участников ярмарки, о том, что галеристы больше рискуют, делая ставку на искусство молодое, необычное, и постоянно ищут баланс между коммерческим и кураторским подходом».

В этом году в Cosmoscow принимает участие больше иностранных галерей — из Бахрейна, Бельгии, Великобритании, Германии, Норвегии, Польши, США, Франции и Эстонии. «Фокус на Норвегию, — пояснила директор ярмарки, — связан с тем, что существует уникальный скандинавский опыт поддержки современного искусства. Мы вели переговоры с норвежским Office of Contemporary Art (OCA) — фондом, который занимается поддержкой и продвижением своих художников и галерей. Благодаря OCA несколько галерей из разных городов Норвегии смогли приехать на ярмарку в Москву. Мы надеемся, что секция станет традиционной и в следующем году в рамках Focus мы сможем показать галереи из какой-то другой страны». Примечательно, что один из учредителей OCA — Министерство культуры Норвегии, а сам фонд получает государственное финансирование.

Еще одна стратегия для привлечения на Cosmoscow иностранных галерей — секция Collaborations. «Убедить участвовать в ярмарке галереи из других стран всегда непросто, потому что в большинстве своем они очень мало знают о России. Есть и предубеждение, и недостаток информации, и опасения, да и политика (обоюдные санкции играют не последнюю роль). Collaborations — наше ноу-хау. Этот раздел дает возможность зарубежным галереям делать первые шаги в России более уверенно, начинать с сотрудничества с местными участниками арт-рынка, а российским галереям предоставляет дополнительный опыт коммуникации на международном уровне. Это дружеская платформа, где у каждой галереи есть своя пара из другой страны, и такая концепция отражена даже в архитектуре стендов», — рассказала Маргарита Пушкина.

Ярмарка Cosmoscow проходит в Гостином Дворе с 8 по 10 сентября, часы работы с 12:00 до 20:00.

Некоторые стенды

Artwin Gallery, секция Main
Работы победителя Credit Suisse Cosmoscow Prize 2017 Артема Филатова в различных техниках.
Акварели Димы Ребуса. Диапазон цен от $700 до $18 тыс.


Галерея RuArts, секция Main
Скульптурные коллажи Алексея Лучко (Luka). От €1 тыс. до €4 тыс.
Живописные работы стрит-арт-художника Марата Данильяна (Morik). От €3,5 тыс. до €5 тыс.


Галерея «Палисандр», секция Main
Живопись французских художников русского происхождения Леона Зака и Александра Гарбеля, работы 1950–1970-х годов. От $15 тыс. до $45 тыс.


Askeri Gallery, секция Main
Живопись южноафриканского художника Конора Маккриди. От €25 тыс. до €80 тыс.
Проект Donut Madness южнокорейского художника Джея Йонг Кима, состоящий из 63 керамических пончиков. $1,2 тыс. за любой объект (пончик).

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+