18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Леонид Ламм

В Нью-Йорке в возрасте 89 лет умер художник Леонид Ламм, один из героев неофициального искусства 1960–1970-х годов. В своих самых известных произведениях он соединил утопии русского авангарда с собственным опытом заключения в советской тюрьме

Идеи авангарда он воспринял буквально из первых рук — от своего учителя в Московском инженерно-строительном институте архитектора-визионера Якова Чернихова, который познакомил его и с Владимиром Татлиным, и с Константином Мельниковым. Чернихов был другом отца Ламма, инженера-изобретателя и такого же, судя по воспоминаниям, разочарованного в идеалах революции мечтателя, как и великие художники-изобретатели, оказавшиеся в послевоенное время, мягко говоря, невостребованными.

Однако Леониду Ламму не удалось получить диплом архитектора: в 1947-м его исключили из института «за недонесение» на своих арестованных друзей — студентов МГУ, математиков, образовавших Братство нищих сибаритов, которые послали в Лигу Наций письмо о карательной политике Сталина. В группу, в частности, входили такие известные в дальнейшем диссиденты и правозащитники, как Александр Есенин-Вольпин и Юрий Гастев. В результате Ламм окончил Полиграфический институт и в дальнейшем работал как иллюстратор, параллельно занимаясь разными художественными экспериментами.

В конце 1950-х он знакомится с Ильей Кабаковым, делит мастерскую с Юло Соостером и Юрием Соболевым-Нолевым — и она становится одним из центров московской неофициальной художественной жизни, где можно было встретить и скульптора Эрнста Неизвестного, и поэта Генриха Сапгира, и режиссера Леонида Хейфеца. В этой среде рождаются новые идеи, и Леонид Ламм одним из первых начинает делать ассамбляжи, концептуальные картины с текстами, буквами и формулами и пытается выработать свою «теорию художественного пространства», в которой оспаривает положения супрематизма Казимира Малевича. Шутливая полемика Ламма с автором «Черного квадрата», композиция «Суперматематический пейзаж» (1959), стала обложкой популярного учебника «Занимательная алгебра» Якова Перельмана.

В 1964 году Леонида Ламма принимают в секцию графиков Союза художников СССР, рекомендацию в числе прочих ему пишет известный мастер авангарда Соломон Телингатер. В это же время Ламм знакомится с коллекционером Георгием Костаки.

Творческие эксперименты Ламма не ограничивались станковыми работами. Так, в 1967 году вместе с писателем Игорем Гельбахом он осуществил один из первых в СССР хеппенингов, объектом которого стал памятник Маяковскому, облитый красной краской, как кровью.

В начале 1970-х Леонид Ламм вместе с женой искусствоведом Инессой Левковой-Ламм принял решение эмигрировать, о чем велись дискуссии в мастерской художника, в которых принимали участие Александр Галич и Юлий Даниэль. В 1973 году были поданы документы на выезд из СССР, но вскорости Ламм был арестован и провел три года в заключении (в Бутырской тюрьме, Институте им. Сербского, лагере под Ростовом-на-Дону). Коллеги из Московского союза художников ходатайствовали о его досрочном освобождении — в 1976-м он вышел на свободу.

Рисунки, сделанные в заключении: портреты соседей по камере, надзирателей, виды тюремных построек, легли в основу нескольких инсталляций, осуществленных уже за границей. В 1982 году Леонид Ламм вместе с женой и дочерью все-таки уехал в США. В 1985-м знаменитый коллекционер Нортон Додж организовал первую в Америке персональную экспозицию художника «Воспоминание из сумеречной зоны», а впоследствии Ламм получил признание, участвуя во многих знаковых международных выставках, в том числе первой в Нью-Йорке выставке соц-арта «Соц-арт» (1986). Инсталляция «Приглашение к равенству. Соц-гео. Прокрустово ложе» была задумана художником обоюдоострой. «Сравнивая два различных социокультурных инвайронмента, я нашел в них не только кардинальные различия, но и нечто общее», — рассказывал он. Эта и другие работы Ламма в 1990-е путешествуют по миру, в том числе показываются в России. В 2009–2010 годах большая ретроспектива Леонида Ламма «От утопии к виртуальности» состоялась в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

В начале 2000-х в интервью критику Михаилу Боде Леонид Ламм сформулировал свою позицию: «Я вообще воспринимаю искусство как игру. В моем кредо есть четыре пункта, определяющих мое искусство: 1) реальность; 2) сомнение; 3) ирония; 4) надежда».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+