18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Леонид Ламм

В Нью-Йорке в возрасте 89 лет умер художник Леонид Ламм, один из героев неофициального искусства 1960–1970-х годов. В своих самых известных произведениях он соединил утопии русского авангарда с собственным опытом заключения в советской тюрьме

Идеи авангарда он воспринял буквально из первых рук — от своего учителя в Московском инженерно-строительном институте архитектора-визионера Якова Чернихова, который познакомил его и с Владимиром Татлиным, и с Константином Мельниковым. Чернихов был другом отца Ламма, инженера-изобретателя и такого же, судя по воспоминаниям, разочарованного в идеалах революции мечтателя, как и великие художники-изобретатели, оказавшиеся в послевоенное время, мягко говоря, невостребованными.

Однако Леониду Ламму не удалось получить диплом архитектора: в 1947-м его исключили из института «за недонесение» на своих арестованных друзей — студентов МГУ, математиков, образовавших Братство нищих сибаритов, которые послали в Лигу Наций письмо о карательной политике Сталина. В группу, в частности, входили такие известные в дальнейшем диссиденты и правозащитники, как Александр Есенин-Вольпин и Юрий Гастев. В результате Ламм окончил Полиграфический институт и в дальнейшем работал как иллюстратор, параллельно занимаясь разными художественными экспериментами.

В конце 1950-х он знакомится с Ильей Кабаковым, делит мастерскую с Юло Соостером и Юрием Соболевым-Нолевым — и она становится одним из центров московской неофициальной художественной жизни, где можно было встретить и скульптора Эрнста Неизвестного, и поэта Генриха Сапгира, и режиссера Леонида Хейфеца. В этой среде рождаются новые идеи, и Леонид Ламм одним из первых начинает делать ассамбляжи, концептуальные картины с текстами, буквами и формулами и пытается выработать свою «теорию художественного пространства», в которой оспаривает положения супрематизма Казимира Малевича. Шутливая полемика Ламма с автором «Черного квадрата», композиция «Суперматематический пейзаж» (1959), стала обложкой популярного учебника «Занимательная алгебра» Якова Перельмана.

В 1964 году Леонида Ламма принимают в секцию графиков Союза художников СССР, рекомендацию в числе прочих ему пишет известный мастер авангарда Соломон Телингатер. В это же время Ламм знакомится с коллекционером Георгием Костаки.

Творческие эксперименты Ламма не ограничивались станковыми работами. Так, в 1967 году вместе с писателем Игорем Гельбахом он осуществил один из первых в СССР хеппенингов, объектом которого стал памятник Маяковскому, облитый красной краской, как кровью.

В начале 1970-х Леонид Ламм вместе с женой искусствоведом Инессой Левковой-Ламм принял решение эмигрировать, о чем велись дискуссии в мастерской художника, в которых принимали участие Александр Галич и Юлий Даниэль. В 1973 году были поданы документы на выезд из СССР, но вскорости Ламм был арестован и провел три года в заключении (в Бутырской тюрьме, Институте им. Сербского, лагере под Ростовом-на-Дону). Коллеги из Московского союза художников ходатайствовали о его досрочном освобождении — в 1976-м он вышел на свободу.

Рисунки, сделанные в заключении: портреты соседей по камере, надзирателей, виды тюремных построек, легли в основу нескольких инсталляций, осуществленных уже за границей. В 1982 году Леонид Ламм вместе с женой и дочерью все-таки уехал в США. В 1985-м знаменитый коллекционер Нортон Додж организовал первую в Америке персональную экспозицию художника «Воспоминание из сумеречной зоны», а впоследствии Ламм получил признание, участвуя во многих знаковых международных выставках, в том числе первой в Нью-Йорке выставке соц-арта «Соц-арт» (1986). Инсталляция «Приглашение к равенству. Соц-гео. Прокрустово ложе» была задумана художником обоюдоострой. «Сравнивая два различных социокультурных инвайронмента, я нашел в них не только кардинальные различия, но и нечто общее», — рассказывал он. Эта и другие работы Ламма в 1990-е путешествуют по миру, в том числе показываются в России. В 2009–2010 годах большая ретроспектива Леонида Ламма «От утопии к виртуальности» состоялась в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

В начале 2000-х в интервью критику Михаилу Боде Леонид Ламм сформулировал свою позицию: «Я вообще воспринимаю искусство как игру. В моем кредо есть четыре пункта, определяющих мое искусство: 1) реальность; 2) сомнение; 3) ирония; 4) надежда».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+