18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер Леонид Ламм

В Нью-Йорке в возрасте 89 лет умер художник Леонид Ламм, один из героев неофициального искусства 1960–1970-х годов. В своих самых известных произведениях он соединил утопии русского авангарда с собственным опытом заключения в советской тюрьме

Идеи авангарда он воспринял буквально из первых рук — от своего учителя в Московском инженерно-строительном институте архитектора-визионера Якова Чернихова, который познакомил его и с Владимиром Татлиным, и с Константином Мельниковым. Чернихов был другом отца Ламма, инженера-изобретателя и такого же, судя по воспоминаниям, разочарованного в идеалах революции мечтателя, как и великие художники-изобретатели, оказавшиеся в послевоенное время, мягко говоря, невостребованными.

Однако Леониду Ламму не удалось получить диплом архитектора: в 1947-м его исключили из института «за недонесение» на своих арестованных друзей — студентов МГУ, математиков, образовавших Братство нищих сибаритов, которые послали в Лигу Наций письмо о карательной политике Сталина. В группу, в частности, входили такие известные в дальнейшем диссиденты и правозащитники, как Александр Есенин-Вольпин и Юрий Гастев. В результате Ламм окончил Полиграфический институт и в дальнейшем работал как иллюстратор, параллельно занимаясь разными художественными экспериментами.

В конце 1950-х он знакомится с Ильей Кабаковым, делит мастерскую с Юло Соостером и Юрием Соболевым-Нолевым — и она становится одним из центров московской неофициальной художественной жизни, где можно было встретить и скульптора Эрнста Неизвестного, и поэта Генриха Сапгира, и режиссера Леонида Хейфеца. В этой среде рождаются новые идеи, и Леонид Ламм одним из первых начинает делать ассамбляжи, концептуальные картины с текстами, буквами и формулами и пытается выработать свою «теорию художественного пространства», в которой оспаривает положения супрематизма Казимира Малевича. Шутливая полемика Ламма с автором «Черного квадрата», композиция «Суперматематический пейзаж» (1959), стала обложкой популярного учебника «Занимательная алгебра» Якова Перельмана.

В 1964 году Леонида Ламма принимают в секцию графиков Союза художников СССР, рекомендацию в числе прочих ему пишет известный мастер авангарда Соломон Телингатер. В это же время Ламм знакомится с коллекционером Георгием Костаки.

Творческие эксперименты Ламма не ограничивались станковыми работами. Так, в 1967 году вместе с писателем Игорем Гельбахом он осуществил один из первых в СССР хеппенингов, объектом которого стал памятник Маяковскому, облитый красной краской, как кровью.

В начале 1970-х Леонид Ламм вместе с женой искусствоведом Инессой Левковой-Ламм принял решение эмигрировать, о чем велись дискуссии в мастерской художника, в которых принимали участие Александр Галич и Юлий Даниэль. В 1973 году были поданы документы на выезд из СССР, но вскорости Ламм был арестован и провел три года в заключении (в Бутырской тюрьме, Институте им. Сербского, лагере под Ростовом-на-Дону). Коллеги из Московского союза художников ходатайствовали о его досрочном освобождении — в 1976-м он вышел на свободу.

Рисунки, сделанные в заключении: портреты соседей по камере, надзирателей, виды тюремных построек, легли в основу нескольких инсталляций, осуществленных уже за границей. В 1982 году Леонид Ламм вместе с женой и дочерью все-таки уехал в США. В 1985-м знаменитый коллекционер Нортон Додж организовал первую в Америке персональную экспозицию художника «Воспоминание из сумеречной зоны», а впоследствии Ламм получил признание, участвуя во многих знаковых международных выставках, в том числе первой в Нью-Йорке выставке соц-арта «Соц-арт» (1986). Инсталляция «Приглашение к равенству. Соц-гео. Прокрустово ложе» была задумана художником обоюдоострой. «Сравнивая два различных социокультурных инвайронмента, я нашел в них не только кардинальные различия, но и нечто общее», — рассказывал он. Эта и другие работы Ламма в 1990-е путешествуют по миру, в том числе показываются в России. В 2009–2010 годах большая ретроспектива Леонида Ламма «От утопии к виртуальности» состоялась в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

В начале 2000-х в интервью критику Михаилу Боде Леонид Ламм сформулировал свою позицию: «Я вообще воспринимаю искусство как игру. В моем кредо есть четыре пункта, определяющих мое искусство: 1) реальность; 2) сомнение; 3) ирония; 4) надежда».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+