18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Ближний Восток хочет стать еще ближе

19–22 марта в фешенебельном районе Джумейра агломерации Дубай пройдет восьмая ярмарка Art Dubai.

Самая успешная ярмарка в регионе (90% галерей, принимавших участие в 2013 году, подали заявки на 2014-й), в этом году Art Dubai может, пожалуй, рассчитывать на успех сверх обычного. В ноябре министр культуры Франции объявила дату открытия филиала Лувра в соседнем эмирате Абу-Даби (2 декабря 2015 года) и подчеркнула, что в будущем музее главной станет коллекция искусства XXI века. Значит, осталось менее двух лет, чтобы музею восполнить пробелы. А то, что Art Dubai пользуется популярностью среди музейщиков (в 2013 году ярмарку посетило 75 музейных групп), организаторы ярмарки называют в числе первых показателей.

Две важные новости. Первая. Помимо основного раздела Contemporary и тематического Marker, у ярмарки появился раздел Modern, посвященный искусству 1940–1980-х годов. По словам директора Art Dubai Антонии Кервер, тогда в ближневосточных и южноазиатских городах была насыщенная художественная жизнь, которая, однако, никак не отразилась в мировой истории искусства. Потенциально это интересный рынок. «Частные коллекционеры и музеи, уже собравшие значительное число современных работ, теперь перебирают историю», — объясняет она. Экономический спад в Европе делает восточные художественные рынки еще более привлекательными для западных дилеров и институций, которые, как считает Кервер, вынуждены пересматривать собственные позиции. Art Dubai приняла на борт несколько серьезных игроков, в их числе Marian Goodman Gallery, которая привезет на ярмарку Герхарда Рихтера и Джузеппе Пеноне, и Gladstone Gallery с вышивками Алигьеро Боэтти.

В первом выпуске Modern участвует 11 галерей, каждая представляет одного-двух художников — большинство известны в арабском мире, но есть имена, которые не станут откровением и для западной публики. Галерея Janine Rubeiz показывает работы Югетт Калан (род. 1931), которая 1970–1980-е годы провела в Париже, где, в частности, сотрудничала с Пьером Карденом. Она была дизайнером специальной линии Nour и придумала около сотни кафтанов с орнаментами по исламским мотивам. Живопись Калан тоже чемто напоминает орнаменты. В рукоделии нашлось место и политике: Калан, дочь первого президента независимого Ливана, была соосновательницей ассоциации по развитию лагерей палестинских беженцев. Существовавшие при ассоциации мастерские стали и центром сохранения традиционной вышивки, и способом трудоустроить беженок.

Вторая новость — это группа Slavs&Tatars в роли кураторов раздела Marker. Раздел в этом году посвящен Средней Азии и Кавказу, и выбор S&T показателен: это известные противники отождествления модернизации с вестернизацией, коллекционеры автохтонных идеологем; каждый их проект — междисциплинарное исследование, финал которого часто открыт и непредсказуем. S&T свободно чувствуют себя в любых медиа, будь то инсталляция, плакат, книга или объект: в любом случае итог исследования, несмотря на всю серьезность затрагиваемых вопросов (последствия коммунизма, исламизация, прагматизм, мистицизм и др.), будет ироничен (по возможности) и обязательно интерактивен. Вот и раздел Marker, по сути, сталочередным исследовательским проектом S&T. Были приглашены пять галерей и арт-центров из республик бывшего СССР: ArtEast из Бишкека, Asia Art+ из Алма-Аты, владикавказский филиал Государственного центра современного искусства, Popiashvili Gvaberidze Window Project из Тбилиси и бакинский YARAT Contemporary Art Space. Выставка должна представить портрет Кавказа и Средней Азии — регионов, способных сыграть, по мнению художников, роль в становлении многообразного и, что важно, современного ислама. «Мы хотим рассказать альтернативную историю этих регионов, историю, где на первое место вышла бы борьба за космополитизм», — объясняют S&T. А чтобы усилить желание посетителей к кооперации друг с другом и с художниками, пространство, отведенное под раздел Marker, S&T превратят в чайхану.

Художник, чьи работы прямо связаны с историей конфликтов на Кавказе, появится и в основном разделе Contemporary. Московская Pechersky Gallery, достигшая в этом году совершеннолетия (для участия во многих крупных ярмарках галерее должно быть как минимум три года), поедет на Art Dubai впервые и повезет чеченского художника Аслана Гайсумова (род. 1991): объекты — части инсталляции Без названия (Война) — и новые работы из серии Без названия (Буквы). Проект о войне в Чечне Без названия (Война) был одним из самых запоминающихся на выставке номинантов Премии Кандинского 2012 года, а в 2013-м сразу несколько работ Гайсумова попали в основной проект Московской биеннале в Манеже. - Анна Арутюнова

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+