18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коренные и «понаехавшие»

№56
Материал из газеты

В фонде IN ARTIBUS открылась выставка «Позади Москва», вошедшая в параллельную программу 7-й Московской биеннале современного искусства

Название выставки позаимствовано из знаменитого призыва политрука Василия Клочкова, оборонявшего столицу от фашистов: «Отступать некуда, позади Москва!» Но речь здесь идет отнюдь не о войне. Как пояснила главный куратор фонда IN ARTIBUS Елена Руденко, призыву было решено придать другую интонацию. «Выставка о том, что та Москва, к которой привыкли москвичи, кроме, может быть, самого молодого поколения, уходит в прошлое. А ее название просто напоминает, что Москва — сильный, но уязвимый организм, к которому надо относиться бережно».

Для показа отобрано более полсотни произведений из коллекции основательницы фонда Инны Баженовой. В них Москва XX века открывается в разных ипостасях: в типовых хрущевских пятиэтажках Михаила Рогинского, в натюрморте Евгения Окса 1951 года из зимних яблок на фоне стен типичной московской кухни или в более чем актуальной сегодня знаменитой картине Натальи Нестеровой «Печатников переулок» 1985 года. На этой картине  изображен знаменитый московский Дом с кариатидами, недавняя история спасения которого от полного разрушения вполне соответствует призыву выставки помнить и беречь прошлое. Атмосфера Москвы — это и москвичи, запечатленные на портретах Петра Кончаловского или Роберта Фалька.

Работы объединяет не только Москва. Собранные здесь художники, включая уже названных: Аристарх Лентулов, Илья Машков, Константин Истомин, Александр Древин, Александр Лабас, Владимир Вейсберг, Дмитрий Краснопевцев, Анатолий Зверев и другие, — так или иначе принадлежат к московской школе живописи, восходящей к французским мастерам рубежа XIX–XX веков, к коллекции модернизма Сергея Щукина, сезаннизму «Бубнового валета».

«Наша выставка — еще один перечень москвичей, как коренных, так и „понаехавших”. Каждый из них причастен к таинственной московской школе, о которой все говорят, но не каждый узнает безошибочно. Мы говорим о живописной школе — рафинированно цветной, европейской, тонкой и очень точной», — считает Елена Руденко. 

Фонд IN ARTIBUS
Позади Москва
До 30 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+