Коренные и «понаехавшие»

№56, сентябрь 2017
№56
Материал из газеты

В фонде IN ARTIBUS открылась выставка «Позади Москва», вошедшая в параллельную программу 7-й Московской биеннале современного искусства

Наталья Нестерова. «Печатников переулок». 1985. Фото: IN ARTIBUS
Наталья Нестерова. «Печатников переулок». 1985.
Фото: IN ARTIBUS

Название выставки позаимствовано из знаменитого призыва политрука Василия Клочкова, оборонявшего столицу от фашистов: «Отступать некуда, позади Москва!» Но речь здесь идет отнюдь не о войне. Как пояснила главный куратор фонда IN ARTIBUS Елена Руденко, призыву было решено придать другую интонацию. «Выставка о том, что та Москва, к которой привыкли москвичи, кроме, может быть, самого молодого поколения, уходит в прошлое. А ее название просто напоминает, что Москва — сильный, но уязвимый организм, к которому надо относиться бережно».

Евгений Окс. «Большой Ржевский переулок». 1934. Фото: IN ARTIBUS
Евгений Окс. «Большой Ржевский переулок». 1934.
Фото: IN ARTIBUS

Для показа отобрано более полсотни произведений из коллекции основательницы фонда Инны Баженовой. В них Москва XX века открывается в разных ипостасях: в типовых хрущевских пятиэтажках Михаила Рогинского, в натюрморте Евгения Окса 1951 года из зимних яблок на фоне стен типичной московской кухни или в более чем актуальной сегодня знаменитой картине Натальи Нестеровой «Печатников переулок» 1985 года. На этой картине  изображен знаменитый московский Дом с кариатидами, недавняя история спасения которого от полного разрушения вполне соответствует призыву выставки помнить и беречь прошлое. Атмосфера Москвы — это и москвичи, запечатленные на портретах Петра Кончаловского или Роберта Фалька.

Борис Касаткин. «Дурновский переулок». 1969. Фото: IN ARTIBUS
Борис Касаткин. «Дурновский переулок». 1969.
Фото: IN ARTIBUS

Работы объединяет не только Москва. Собранные здесь художники, включая уже названных: Аристарх Лентулов, Илья Машков, Константин Истомин, Александр Древин, Александр Лабас, Владимир Вейсберг, Дмитрий Краснопевцев, Анатолий Зверев и другие, — так или иначе принадлежат к московской школе живописи, восходящей к французским мастерам рубежа XIX–XX веков, к коллекции модернизма Сергея Щукина, сезаннизму «Бубнового валета».

Дмитрий Краснопевцев. «Московский двор». 1950-е. Фото: IN ARTIBUS
Дмитрий Краснопевцев. «Московский двор». 1950-е.
Фото: IN ARTIBUS

«Наша выставка — еще один перечень москвичей, как коренных, так и „понаехавших”. Каждый из них причастен к таинственной московской школе, о которой все говорят, но не каждый узнает безошибочно. Мы говорим о живописной школе — рафинированно цветной, европейской, тонкой и очень точной», — считает Елена Руденко. 

Евгений Окс. «Улицы старой Москвы». 1960-е. Фото: IN ARTIBUS
Евгений Окс. «Улицы старой Москвы». 1960-е.
Фото: IN ARTIBUS

Фонд IN ARTIBUS
Позади Москва
До 30 сентября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+