18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рассказ о банях

№56
Материал из газеты

Придворная мода на бани в Германии XVIII века полна тайн и загадок. Некоторые из них удалось разгадать современной исследовательнице Вере Херцог

Как и где мылись немецкие князья XVIII века? Еще недавно считалось, что примерно до 1600 года регулярно мылись только бедняки и люди среднего достатка — в общественной парной, а впоследствии в общественной бане. Городская элита и аристократия использовали «сухой способ очищения»: богачи чистили организм клистирами и диетами, а забота о внешности, особенно видимых ее частях: лице, шее и руках, — заключалась в смачивании их ароматической водой, вином или молоком. Как таковое мытье нижней части тела практиковалось лишь в медицинских целях. Обычный сухой режим очищения дополнялся сезонным купанием в целебных минеральных водах.Однако в книге Веры Херцог Der fürstliche Badepavillon als zweckmäßige und repräsentative Bauaufgabe im späten 17. und 18. Jahrhundert («Купальные павильоны в княжеских владениях как функциональные и представительские сооружения в конце XVII — XVIII веках»), основанной на тщательных исследованиях, разворачивается более сложная картина. Аристократы, как и простолюдины, купались в термальных источниках и природных водоемах, многие из них владели (и пользовались) общественными банными залами. Где-то в 1700 году баня с сухим паром приобрела вид турецкого хамама с теплым бассейном. Новый всплеск интереса к купанию повлек за собой строительный бум в Священной Римской империи на рубеже XVII–XVIII веков: немецкие князья стали возводить дворцы и перестраивать свои столицы. Во дворцах появились специальные комнаты для омовения; многие обзавелись передвижным оборудованием для бани. Внимание Херцог привлекла пара десятков купальных павильонов, построенных немецкой высшей знатью тех лет. В отличие от ее предшественников, считавших, что гроты, эрмитажи и чайные домики — чисто декоративные элементы садово-паркового дизайна, Херцог утверждает: в них сочетались представительские и функциональные задачи.

Так, мраморную баню в Касселе спроектировали в виде источника жизни по заказу ландграфа Гессен-Кассельского Карла, когда семья его претендовала на королевский статус после женитьбы сына Фредерика на шведской королеве Ульрике-Элеоноре. Впоследствии представители его рода стали курфюрстами, что потребовало уже строительства пышных залов для приемов, а не бани. Водопроводные трубы к ней так и не подвели.

К концу XVIII века мода на купальные павильоны прошла, и личная гигиена стала частным делом, из-за чего значение и функции княжеских бань были забыты вплоть до наших дней. Вера Херцог занялась «археологией гуманитарного знания», дешифруя утраченные смыслы.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+