Как фанера над Парижем

№56, сентябрь 2017
№56
Материал из газеты

Лондонский музей V&A показывает выставку, посвященную дизайнерам, сумевшим укротить универсальный, но совершенно нереспектабельный материал

Фанерных баков для топлива времен Второй Мировой войны практически не осталось. Фото: Havilland Aircraft Museum
Фанерных баков для топлива времен Второй Мировой войны практически не осталось.
Фото: Havilland Aircraft Museum

Подвесной топливный бак бомбардировщика De Ha­vil­land Mosquito (1942) нечасто попадает в реставрационную мастерскую художественного музея. Специалисты Музея Виктории и Альберта (V&A) столкнулись с ним, готовя выставку, посвященную фанере — материалу разнообразному, но рядовому. Музей прослеживает историю фанеры с 50-х годов XIX века и до наших дней. Здесь показывают, например, доски для серфинга, стул от Чарльза и Рэй Имз, дом самостоятельной сборки WikiHouse, лодку модели Mirror.

Вот и самолетный топливный бак оказался в числе 40 объектов, над которыми реставраторы поработали перед открытием выставки. Внешние запасные баки остаются целыми очень редко, поскольку после того, как топливо из них вырабатывается, их сбрасывают. Бак на выставку привезли из расположенного в 40 км к северу от Лондона музея De Havilland, где он много лет пролежал в забвении. Старший реставратор V&A Найджел Бамфорт говорит: «Он поступил в разбитом состоянии. Нам пришлось буквально заново собирать его». Бак экспонируется подвешенным к потолку, чтобы, как поясняет куратор Элизабет Бисли, показать его «изумительную скульптурную форму».

Стул из формованной фанеры, предположительно спроектированный и изготовленный Джоном Генри Белтером. Около 1860, Нью-Йорк. Фото: Victoria and Albert Museum
Стул из формованной фанеры, предположительно спроектированный и изготовленный Джоном Генри Белтером. Около 1860, Нью-Йорк.
Фото: Victoria and Albert Museum

Команда Бамфорта заделала дыры в фанерном фюзеляже бомбардировщика Mosquito, сделанного из древесины бальзы, покрытой тремя слоями бука, каждый из которых не толще «стенки коробки от кукурузных хлопьев». «Поразительно, — отмечает Бамфорт, — что он не разваливался и выдерживал весь груз».

Реставраторы также подготовили к выставке стул с вогнутой спинкой, созданный в XIX веке Генри Джеймсом Белтером, на счету которого три патента, связанных с «прессовочными работами» — формовкой фанеры для изготовления мебели. В Нью-Йорке Белтер разработал простую технологию, позволявшую формовать восемь спинок сразу. Реставраторы очистили стул и сняли обивку, чтобы обнажить раму.

История фанеры — тонкой деревянной плиты, состоящей по меньшей мере из двух спрессованных слоев, — прослеживается от Античности. Однако разглядели ее потенциал только в середине XIX века, когда началось массовое применение фанеры. «Это невероятно разнообразный и повсеместно используемый в современном дизайне материал, — говорит Бисли, добавляя, что к нему обращались все: от Марселя Бройера до Фрэнка Ллойда Райта. — Большинство людей даже не догадываются, как много вещей сделано из фанеры. В каком-то смысле это почти невидимый материал».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+