18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Под взглядом фотографа

Фестиваль PhotoESPAÑA 2017 в Мадриде задействовал десятки площадок и показал сотни крупнейших фотографов мира, заставив публику думать не только о том, что всегда перед объективом

Фестиваль PhotoESPAÑA, одно из крупнейших в мире событий в области фотографии, проходит в Мадриде каждое лето. Фестиваль дожил до своего 20-летия — и празднование будет длиться до следующего года марафоном выставок и различных программ для профессионалов фотографии и любителей. Всего в PhotoESPAÑA 2017 года вошло более 100 проектов, в которых участвуют 514 фотографов и художников.

Его директор Мария Гарсиа Йело рассказала, что в нынешнем, юбилейном году фестиваль стал еще интереснее. Помимо традиционно мощных выставок и крупных имен, он обрел новый фирменный стиль и насыщенный сайт. К фестивалю присоединилось много новых институций, в том числе международных, и появился книгоиздательский проект La Fabrica. В его рамках выходят небольшие фотокниги удобного формата и по доступной цене — 64р Photoessays, в каждой по 64 страницы лучших работ фотографов с мировым именем, выбранных редакцией La Fabrica.

Основная программа фестиваля состоит из 22 выставок и включает самые известные имена, среди которых Эллиотт Эрвитт, ироничный мастер черно-белой фотографии; Габриеле Базилико, новатор архитектурной съемки 1980-х; Кристина Гарсиа Родеро, больше всего известная съемкой религиозных культов и обрядов; Майнор Уайт, искавший точки соприкосновения фотографии, философии и музыки.

В этом году список участников почти бесконечно длинный за счет крупной выставки, посвященной 100-летию знаменитой фирмы Leica, первой начавшей выпуск фотоаппаратов, доступных каждому. Групповая выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» в Telefonica Fundacion — это более 400 снимков разных авторов и разных лет, вся история фотографии в одном проекте за весь период существования камер Leica. Если обобщать, это выставка о том, как маленькое изобретение изменило ход событий в мире фотографии, способ и форму передачи изображения. Естественно, все кадры здесь сняты на Leica и все знамениты, так что смотрятся как сборник шедевров современной фотографии.

В Museum ICO проходит посвященный Габриеле Базилико проект «Энтропия и городское пространство», первая ретроспектива итальянского фотографа в Испании. По фотографиям разных лет можно проследить, как менялось его отношение к изучению городского ландшафта — от романтизма к чистой документалистике. Выставка Кристины Гарсиа Родеро, одна из самых масштабных на фестивале, — лирическое повествование о тяжелом пути паломников в святой город Лалибела в Эфиопии. Одна из самых трогательных выставок в крошечном зале Loewe Foundation посвящена Майнору Уайту — философу, фотографу и основателю влиятельного журнала Aperture Magazine, признанному великим американским фотографом только после смерти. В Ботаническом саду Мадрида в одном павильоне расположились две совершенно разные выставки: любимого всеми Эллиотта Эрмитта (каждый знает его трогательное фото, где рядом с ножками хозяйки в туфельках стоят две лапы ее пса) — его проект Cuba, фотографии, которые он делал на протяжении почти 40 лет по заказу агентства Magnum, и «Математика» Питера Фрейзера о власти системы счисления над пространством вокруг нас.

Немного особняком, из-за лирического настроения и заметно кинематографической манеры, держится выставка испанского режиссера Карлоса Сауры. Это его работы, сделанные в 1950-х годах во время путешествий по стране. Они переносят зрителя в прошлое — в Испанию бедную и печальную.

В этом году фестиваль разделился на несколько частей. Помимо основной программы есть параллельная, курировать которую пригласили фотографа Альберто Гарсиа Алекса. Он назвал свой раздел «Карт-бланш» и включил в него шесть выставок, посвященных экзальтации бытия и существованию человека за гранью всех возможных социальных норм; и именно эта часть фестиваля стала предметом бесконечных споров и обсуждений всех, кто приезжает на PhotoESPAÑA 2017. Это мрачное молчаливое погружение во внутренний диалог с миром шести авторов, исследующих границы социальных норм в интимном и болезненном контексте, ужас, боль, красоту и любовь к жизни.

Легендарный проект Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“», уже ставший историей современной фотографии, представлен здесь в максимальном масштабе. В конце 1960-х в течение нескольких лет фотограф документировал жизнь гамбургского бара, постепенно превращаясь для его завсегдатаев в подобие родственника, которому доверяют. Итогом стали более 300 фотографий, контактные отпечатки и слайд-шоу. Все смотрится как длинный черно-белый фильм, и кажется, что герои вот-вот заговорят, как в кино.

Другой проект, выбранный Альберто Гарсиа Алексом, проходит в почти полной темноте. Выставка «Загруженное солнце» Пауло Нозолино вдохновлена словом «нет», пустотой и темнотой, зрителю самому предлагается определить для себя смыслы увиденного.

Хочется выделить и выставку Терезы Марголис «Танцпол» о тяжкой судьбе проституток-транссексуалов из мексиканского города Хуарес. На открытие автор пригласила одну из своих героинь — транссексуала Соню, говорящую на девяти языках.

Антуан Д’Агата, наверное, дотянулся до самого дна, рассказывая о людях, не владеющих ничем, кроме собственного тела. Его выставка Corpus — это серия инсталляций с фотографией, видео и текстом о герое, прототипом которого является сам фотограф.

Еще одна часть параллельной программы фестиваля посвящена развитию фоторынка, в ней задействовано 36 галерей Мадрида. Здесь обсуждают влияние Интернета на фотографию, новые технологии, новые явления и направления в фотографии и предлагают лекции и мастер-классы.

Основной проект продлится до 27 августа.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+