18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Под взглядом фотографа

Фестиваль PhotoESPAÑA 2017 в Мадриде задействовал десятки площадок и показал сотни крупнейших фотографов мира, заставив публику думать не только о том, что всегда перед объективом

Директор PhotoESPAÑA 2017 Мария Гарсия Йело. Фото: Елена Авдеева
Альберто Диас Гутьеррес (Корда). «Че Гевара». 1960. Выставка «Широкооткрытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Умбо. «Автопортрет с камерой Leica». 1952. Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Работа Марка Коэна. Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Директор PhotoESPAÑA 2017 Мария Гарсия Йело.
Фото: Елена Авдеева
Альберто Диас Гутьеррес (Корда). «Че Гевара». 1960. Выставка «Широкооткрытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Умбо. «Автопортрет с камерой Leica». 1952.
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Работа Марка Коэна.
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева

Фестиваль PhotoESPAÑA, одно из крупнейших в мире событий в области фотографии, проходит в Мадриде каждое лето. Фестиваль дожил до своего 20-летия — и празднование будет длиться до следующего года марафоном выставок и различных программ для профессионалов фотографии и любителей. Всего в PhotoESPAÑA 2017 года вошло более 100 проектов, в которых участвуют 514 фотографов и художников.

Его директор Мария Гарсиа Йело рассказала, что в нынешнем, юбилейном году фестиваль стал еще интереснее. Помимо традиционно мощных выставок и крупных имен, он обрел новый фирменный стиль и насыщенный сайт. К фестивалю присоединилось много новых институций, в том числе международных, и появился книгоиздательский проект La Fabrica. В его рамках выходят небольшие фотокниги удобного формата и по доступной цене — 64р Photoessays, в каждой по 64 страницы лучших работ фотографов с мировым именем, выбранных редакцией La Fabrica.

Основная программа фестиваля состоит из 22 выставок и включает самые известные имена, среди которых Эллиотт Эрвитт, ироничный мастер черно-белой фотографии; Габриеле Базилико, новатор архитектурной съемки 1980-х; Кристина Гарсиа Родеро, больше всего известная съемкой религиозных культов и обрядов; Майнор Уайт, искавший точки соприкосновения фотографии, философии и музыки.

В этом году список участников почти бесконечно длинный за счет крупной выставки, посвященной 100-летию знаменитой фирмы Leica, первой начавшей выпуск фотоаппаратов, доступных каждому. Групповая выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» в Telefonica Fundacion — это более 400 снимков разных авторов и разных лет, вся история фотографии в одном проекте за весь период существования камер Leica. Если обобщать, это выставка о том, как маленькое изобретение изменило ход событий в мире фотографии, способ и форму передачи изображения. Естественно, все кадры здесь сняты на Leica и все знамениты, так что смотрятся как сборник шедевров современной фотографии.

Работа Карлоса Сауры. Фото: Елена Авдеева
Кристина Гарсия Родеро на открытии своей выставки. Фото: Елена Авдеева
Режиссер и фотограф Карлос Саура на открытии своей выставки. Фото: Елена Авдеева
Работы Кристины Гарсия Родеро. Фото: Елена Авдеева
На выставке Питера Фрейзера «Математика». Фото: Елена Авдеева
Работа Кристины Гарсия Родеро. Фото: Елена Авдеева
Работа Карлоса Сауры. Фото: Елена Авдеева
Джефф Мермельштейн. «Тротуар». 1995. Фото: Елена Авдеева
Работа Кристины Гарсия Родеро. Фото: Елена Авдеева
Работа Элиотта Эрвитта «Куба». Фото: Елена Авдеева
Работы Габриеле Базилико. Фото: Елена Авдеева
Работа Карлоса Сауры.
Фото: Елена Авдеева
Кристина Гарсия Родеро на открытии своей выставки.
Фото: Елена Авдеева
Режиссер и фотограф Карлос Саура на открытии своей выставки.
Фото: Елена Авдеева
Работы Кристины Гарсия Родеро.
Фото: Елена Авдеева
На выставке Питера Фрейзера «Математика».
Фото: Елена Авдеева
Работа Кристины Гарсия Родеро.
Фото: Елена Авдеева
Работа Карлоса Сауры.
Фото: Елена Авдеева
Джефф Мермельштейн. «Тротуар». 1995.
Фото: Елена Авдеева
Работа Кристины Гарсия Родеро.
Фото: Елена Авдеева
Работа Элиотта Эрвитта «Куба».
Фото: Елена Авдеева
Работы Габриеле Базилико.
Фото: Елена Авдеева

В Museum ICO проходит посвященный Габриеле Базилико проект «Энтропия и городское пространство», первая ретроспектива итальянского фотографа в Испании. По фотографиям разных лет можно проследить, как менялось его отношение к изучению городского ландшафта — от романтизма к чистой документалистике. Выставка Кристины Гарсиа Родеро, одна из самых масштабных на фестивале, — лирическое повествование о тяжелом пути паломников в святой город Лалибела в Эфиопии. Одна из самых трогательных выставок в крошечном зале Loewe Foundation посвящена Майнору Уайту — философу, фотографу и основателю влиятельного журнала Aperture Magazine, признанному великим американским фотографом только после смерти. В Ботаническом саду Мадрида в одном павильоне расположились две совершенно разные выставки: любимого всеми Эллиотта Эрмитта (каждый знает его трогательное фото, где рядом с ножками хозяйки в туфельках стоят две лапы ее пса) — его проект Cuba, фотографии, которые он делал на протяжении почти 40 лет по заказу агентства Magnum, и «Математика» Питера Фрейзера о власти системы счисления над пространством вокруг нас.

Немного особняком, из-за лирического настроения и заметно кинематографической манеры, держится выставка испанского режиссера Карлоса Сауры. Это его работы, сделанные в 1950-х годах во время путешествий по стране. Они переносят зрителя в прошлое — в Испанию бедную и печальную.

В этом году фестиваль разделился на несколько частей. Помимо основной программы есть параллельная, курировать которую пригласили фотографа Альберто Гарсиа Алекса. Он назвал свой раздел «Карт-бланш» и включил в него шесть выставок, посвященных экзальтации бытия и существованию человека за гранью всех возможных социальных норм; и именно эта часть фестиваля стала предметом бесконечных споров и обсуждений всех, кто приезжает на PhotoESPAÑA 2017. Это мрачное молчаливое погружение во внутренний диалог с миром шести авторов, исследующих границы социальных норм в интимном и болезненном контексте, ужас, боль, красоту и любовь к жизни.

Легендарный проект Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“», уже ставший историей современной фотографии, представлен здесь в максимальном масштабе. В конце 1960-х в течение нескольких лет фотограф документировал жизнь гамбургского бара, постепенно превращаясь для его завсегдатаев в подобие родственника, которому доверяют. Итогом стали более 300 фотографий, контактные отпечатки и слайд-шоу. Все смотрится как длинный черно-белый фильм, и кажется, что герои вот-вот заговорят, как в кино.

Куратор Алберто Гарсия Алекс на открытии фестиваля в Ботаническом саду. Фото: Елена Авдеева
Пауло Нозолино на открытии своей выставки «Загруженное солнце». Фото: Елена Авдеева
Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева
Андерс Петерсен на открытии своей выставки «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева
Пауло Нозолино. «Загруженное солнце». Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева
Фотограф Елена Тереса Марголес и ее героиня Соня. Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева
С выставки Терезы Марголис «Танцпол». Фото: Елена Авдеева
Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева
Работы Пауло Нозолино. Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева
Барбара Клемм. «Витебский вокзал в Ленинграде». 1939. Фото: Елена Авдеева
С выставки Терезы Марголис «Танцпол». Фото: Елена Авдеева
Куратор Алберто Гарсия Алекс на открытии фестиваля в Ботаническом саду.
Фото: Елена Авдеева
Пауло Нозолино на открытии своей выставки «Загруженное солнце».
Фото: Елена Авдеева
Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“».
Фото: Елена Авдеева
Андерс Петерсен на открытии своей выставки «Кафе „Лемиц“».
Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus.
Фото: Елена Авдеева
Пауло Нозолино. «Загруженное солнце».
Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus.
Фото: Елена Авдеева
Фотограф Елена Тереса Марголес и ее героиня Соня.
Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus.
Фото: Елена Авдеева
С выставки Терезы Марголис «Танцпол».
Фото: Елена Авдеева
Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“».
Фото: Елена Авдеева
Работы Пауло Нозолино.
Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus.
Фото: Елена Авдеева
Барбара Клемм. «Витебский вокзал в Ленинграде». 1939.
Фото: Елена Авдеева
С выставки Терезы Марголис «Танцпол».
Фото: Елена Авдеева

Другой проект, выбранный Альберто Гарсиа Алексом, проходит в почти полной темноте. Выставка «Загруженное солнце» Пауло Нозолино вдохновлена словом «нет», пустотой и темнотой, зрителю самому предлагается определить для себя смыслы увиденного.

Хочется выделить и выставку Терезы Марголис «Танцпол» о тяжкой судьбе проституток-транссексуалов из мексиканского города Хуарес. На открытие автор пригласила одну из своих героинь — транссексуала Соню, говорящую на девяти языках.

Антуан Д’Агата, наверное, дотянулся до самого дна, рассказывая о людях, не владеющих ничем, кроме собственного тела. Его выставка Corpus — это серия инсталляций с фотографией, видео и текстом о герое, прототипом которого является сам фотограф.

Еще одна часть параллельной программы фестиваля посвящена развитию фоторынка, в ней задействовано 36 галерей Мадрида. Здесь обсуждают влияние Интернета на фотографию, новые технологии, новые явления и направления в фотографии и предлагают лекции и мастер-классы.

Основной проект продлится до 27 августа.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+