Шедевр Паоло Веронезе «Обращение Савла» вернулся в постоянную экспозицию Эрмитажа

Реставраторы сохранили некоторые поздние вмешательства для целостности восприятия картины

Паоло Веронезе (Паоло Калиари) (1528–1588). «Обращение Савла». Около 1570. Фото: Государственный Эрмитаж
Паоло Веронезе (Паоло Калиари) (1528–1588). «Обращение Савла». Около 1570.
Фото: Государственный Эрмитаж

Шедевр Паоло Веронезе «Обращение Савла» вернулся в постоянную экспозицию Эрмитажа после реставрации
Картина «Обращение Савла» (около 1570) — одна из тех значительных работ Паоло Веронезе, что мало известны зарубежным исследователям его творчества. С момента приобретения Екатериной II коллекции Роберта Уолпола в 1778 году этот холст висел в Малом Итальянском просвете, куда и вернулся теперь после почти трех лет реставрации вскоре после Дня святых апостолов Петра и Павла.

Впервые «Обращение Савла» упоминается среди творений мастера в 1648 году как собственность графов Видман, при продаже собрания мантуанскому герцогу Фердинандо Гонзага она стала одной из самых дорогостоящих — картина была оценена в тысячу дукатов. Последовательно сменив пару именитых коллекций, она стала частью художественного собрания первого премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола в Хоутон-холле.

По сохранившемуся на изнанке холста оттиску старого подрамника выяснилось, что картина была обрезана с левого края примерно на 40 см, и сейчас видные наполовину фигуры придают дополнительную кинематографичность композиции.
Чтобы придать яркость живописи, картину неоднократно покрывали новыми слоями лака, который темнел и изменял цвет. Поэтому каждый следующий раз изображение приходилось дополнять — эти позднейшие записи, обнаруженные при исследовании работы, были расчищены и удалены реставраторами.

В результате кроны деревьев стали хорошо видны и впервые в эрмитажной истории картины обозначились как форма, разнообразно проработанная художником.

Некоторые поздние вмешательства сохранены для целостности восприятия — к таким относится оранжевая драпировка фигуры в нижнем правом углу.

По словам реставратора Виктора Коробова, чтобы живопись выглядела естественной и «на свои годы», на поверхности работы оставили тонкий слой старого лака.

Разрезая перед картиной торжественную ленточку, Михаил Пиотровский посетовал на ее неподходящий цвет — с Веронезе сочетается глубокий зеленый (по названию краски), но в эрмитажном хозяйстве такие как раз закончились.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+