18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петергоф вытащил счастливый билет

Объявлена первая в России музейная лотерея в пользу паркового комплекса.

В начале февраля запущена первая в современной России музейная лотерея «Дворцы и парки Петергофа», цель которой — привлечь средства для пополнения фонда целевого капитала музея-заповедника. Масштаб акции несравним с зарубежными лотереями, на средства от которых создавались и существуют многие великие музеи: лотерея будет региональной. По примерным подсчетам музея в эндаумент-фонд (фонд целевого капитала) Петергофа удастся пополнить как минимум на 1 млн руб. Сумма не велика, но у проекта есть и более глобальная миссия: привлечь внимание государства и граждан, побудить первое расширять рамки законов, в которых бюджетные музеи могут изыскивать внебюджетные средства, и заинтересовать вторых возможностью помочь искусству — здесь и сейчас.

Историю лотерей в Европе возводят к Средним векам. Самую знаменитую, эффективную и старую лотерею в мире — Национальную лотерею Великобритании — придумала английская королева Елизавета I в 1569 году для пополнения казны. На средства этой лотереи двумя веками позже было построено здание Британского музея. Прибыль от специальных лотерей в середине XVIII века позволила открыть Принстонский, Колумбийский и Пенсильванский университеты в США. Сейчас национальные лотереи остаются важным источником финансирования культуры и искусства в большинстве развитых стран. Самых больших успехов добилась Великобритания: на средства лотереи приобретаются произведения искусства (например, Мадонна с гвоздиками Рафаэля) и реставрируются исторические памятники (например, вал Адриана), а также существуют и развиваются Королевская опера, Королевский национальный театр, шекспировский театр «Глобус», десятки местных библиотек и маленьких музеев.

Россия по традиции шла своим путем. Екатерина II объявила лотереи государственной монополией, однако первая же затеянная ею акция провалилась. Билеты были слишком дороги, и их не смогли распродать, даже задействовав административный ресурс. Однако к концу XIX века все утряслось, и в России проводились десятки лотерей. После короткого запрета большевиками в СССР запустились разнообразные лотереи, самой знаменитой из которых была и остается лотерея «Спортлото».

В настоящее время в России действует несколько негосударственных лотерей: например, те, которые проводит некоммерческая организация «Российский фонд культуры». В 2010–2013 году фонд провел несколько лотерей в серии «Искусство», «Наследие» и «Танец», 10% дохода от которых было истрачено на финансирование целевых мероприятий: выставок, фестивалей, национальных праздников, научных симпозиумов и так далее. Доля целевых отчислений от подобных лотерей в России гораздо ниже западных аналогов, а издержки на проведение лотереи и прибыль оператора — выше.

Петергоф уже вытащил свой счастливый билетик, став одним из последних, кто успел получить разрешение на проведение лотереи. С 1 июня в России вступает в действие закон, запрещающий проведение негосударственных лотерей. Согласно новому закону право организовывать лотереи будут иметь лишь Министерство финансов и Министерство спорта.

Год тому назад министр культуры Владимир Мединский обратился с письмом к правительству, в котором просил разрешить  Минкульту проводить пять всероссийских государственных лотерей. По подсчетам ведомства за пять лет целевые отчисления от проведения этих лотерей составили бы не менее 5 млрд руб., которые можно потратить на финансирование современного искусства, кинематографии, библиотечного дела и прочее. Письм было перенаправлено на экспертизу в Минфин — и поныне там.

И вот на таком фоне Государственный музей-заповеднк «Петергоф» выступил со своей инициативой.
Это чуть ли не самый креативный, изобретательный, быстро меняющийся музей в России. Каждый сезон там открывают для публики все новые залы, дворцы и коттеджи, императорские фермы и спортплощадки. У музея подробнейший сайт, с которого можно бесплатно скачать в телефон путеводитель-навигатор, который будет водить вас по территории и считывать QR-коды, потому что в парке везде есть Wi-Fi. При этом музей нашел очень правильный баланс между традициями и новациями, ведь, в конце концов, главное в музее — это дворцы и интерьеры XVIII века. Инновации Петергофа выходят за рамки искусствоведческо-исторических. В 2011 году в музее был учрежден эндаумент-фонд, рассчитанный на долгосрочное финансирование деятельности музея. Кроме Петергофа, такой фонд есть у Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина; со-всем недавно, в начале февраля, эндаумент-фонд был создан в московском Еврейском музее и центре толерантности.

Эндаумент-фонд, в который благотворители жертвуют средства на цели развития музея, формирует целевой, или, как его иногда называют, вечный, капитал. «С точки зрения действия механизма российский эндаумент мало чем отличается от западной модели: привлеченные фондом пожертвования передаются в профессиональное управление, а полученный от этого доход тратится на нужды организации. Финансирование программ музея происходит за счет доходов от инвестирования целевого капитала, а само тело целевого капитала остается неприкосновенным», — говорит Людмила Пантелеева, начальник департамента УК «Газпромбанк — Управление активами», компании, которая как раз и управляет большей частью целевого капитала Петергофа.В наступившем году Петергоф впервые готовится использовать средства, полученные от управления своим эндаументом. Однако возникает вопрос о пополнении самого целевого капитала фонда. Вот тут-то и родилась уникальная и более чем инновационная идея лотереи. «Мы долго думали, как привлечь средства в эндаумент, и решились на музейную лотерею, первые в России. Первопроходцам всегда трудно, хотя нам и не привыкать. И конечно, здесь важна поддержка. Мы ее получили в лице нашего партнера — Газпромбанка. Теперь наша задача — быстро и успешно провести эту акцию. Мы очень надеемся, что наш опыт будет успешным и подвигнет правительство страны на новые решения по расширению инструментов привлечения внебюджетных средств», — рассказывает Светлана Добросолец, директор Фонда целевого капитала ГМЗ «Петергоф».

В начале февраля состоялся торжественный старт продаж лотерейных билетов, первым покупателем стал футболист Вячеслав Малафеев, после чего остальные билеты отправились к распространителям Петербурга. У организаторов лотереи впереди менее полугода на реализацию тиража билетов, к июню будут объявлены результаты. От того, сработает ли новый механизм сбора средств в сфере культуры и искусства, может измениться далеко не только благосостояние отдельного музея, а система в целом. - Татьяна Маркина (Ъ)

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+