18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Драгоценный Нуреев

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Когда номер уже был сдан в печать, стало известно о переносе на май 2018 года балета «Нуреев» Кирилла Серебренникова, премьера которого должна была состояться в Большом театре 11 июля. Тем не менее в Столешниковом переулке до 15 августа можно увидеть выставку «Драгоценный танец» в бутике поддержавшего постановку дома Van Cleef & Arpel

Брошь «Испанская танцовщица», вдохновившая Баланчина на создание балета «Драгоценности»
Брошь «Испанская танцовщица», вдохновившая Баланчина на создание балета «Драгоценности»

Большой театр все активнее сотрудничает с современными режиссерами, балансируя между богатым творческим наследием исторических спектаклей и новыми постановками. Для «Нуреева» либретто и декорации создал Кирилл Серебренников, хореографию — Юрий Посохов, музыку — Илья Демуцкий. Они уже работали втроем над балетом для Большого театра: в 2015 году именно в таком авторском составе был выпущен на сцену балет «Герой нашего времени». Серебренников тогда привнес в спектакль свой бэкграунд драматического режиссера, соединив в постановке балет и оперу. Юрий Посохов (в прошлом солист Большого, в настоящем известный хореограф) изящнейшим образом соединяет современную эстетику движения с традиционной балетной структурой. Молодой петербургский композитор Илья Демуцкий не всегда пишет каноническую балетную музыку «в квадрат», хотя структуру танца чувствует интуитивно. Присутствие в проекте Van Cleef & Arpels как бы легализует эту новаторскую вещь с точки зрения балетной истории и традиций. Как ни странно, именно французский ювелирный дом становится самым мощным связующим звеном между постановкой и ее героем. Van Cleef & Arpels вновь обращается к танцу как к одному из главных источников своего вдохновения спустя 50 лет после премьеры балета «Драгоценности» — одной из ярчайших постановок ХХ века, в создании которой ювелирный дом принимал самое непосредственное участие.

Считается, что тесные отношения ювелирного дома Van Cleef & Arpels с балетом начались со знаменитых «Драгоценностей» — трехактного балета Джорджа Баланчина, впервые показанного в Нью-Йорке в 1967 году. Тогда Сюзанн Фаррелл, последняя муза хореографа, танцевала в настоящих украшениях Van Cleef & Arpels.

Для того чтобы у балета был прочный исторический фундамент, Баланчин придумал поэтический апокриф о том, как он познакомился за ужином с ювелиром Клодом Арпельсом, как они продолжили знакомство встречей в бутике, где он увидел знаменитую брошь «Испанская танцовщица», вдохновился и придумал балет о драгоценных камнях. «Идея нового балета в костюмах, украшенных драгоценными камнями, возникла... когда мой друг Натан Мильштейн познакомил меня с ювелиром Клодом Арпельсом. Позже я увидел потрясающие камни в его коллекции в Нью-Йорке. Конечно, я всегда любил драгоценные камни; в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней», — рассказывал Баланчин. Он обожал эти маленькие мистификации — таким образом он обходил необходимость говорить, о чем его балет.

С тех пор ювелирный дом считает своей обязанностью принимать участие в постановке балета по всему миру, а фигурка феи-танцовщицы стала символом и одним из ключевых сюжетов дома. Так или иначе она присутствует во всех коллекциях.

С 1941 года, когда появилась первая «танцующая» брошь, коллекции Van Cleef & Arpels регулярно пополняются балеринами.
В 2007 году в честь премьеры на сцене лондонской Королевской оперы была создана специальная коллекция Ballet précieux — «Драгоценный балет». В 2012 году по случаю открытия бутика в Москве появились две броши — «Одетта» и «Одиллия», белый и черный лебеди, а серия Ballet précieux пополнилась брошами «Золотая рыбка» и «Мари» из балета «Щелкунчик».

«Драгоценности» не единственный балет, родившийся при участии ювелирного дома. В 2013 году при поддержке Van Cleef & Arpels появился балет «Отражения», поставленный хореографом Бенжаменом Мильпье. Постановка вошла в трилогию «Драгоценные камни». А ювелиры дома создали еще одну коллекцию на балетную тему. И вот сейчас готовился «Нуреев».

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+