Неизвестная скульптура Родена идеально вписалась в выставку Кифера

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Необычную скульптуру Огюста Родена, одним из элементов которой стала ткань, показывают в сопровождении работ Ансельма Кифера

Фото: Pauline Hisbacq
Фото: Pauline Hisbacq

Благодаря труду реставраторов посетители парижского Музея Родена могут впервые увидеть «Отпущение грехов» (ок. 1900) — ранее не выставлявшуюся скульптуру Огюста Родена (1840–1917). Ассамбляж из трех гипсовых фигур, драпированных тканью, соседствует с произведениями современного немецкого художника Ансельма Кифера (р. 1945) на выставке, приуроченной к юбилею Родена.

Ткань — самый хрупкий элемент двухметровой работы. Роден неплотно прикрепил ее к трем частям фигуры (торсу, голове и скале) при помощи влажного гипса. «Он не закрепил ее как следует из-за того, что гипс был очень тонким, и в результате ткань со временем сдвинулась», — говорит Кристин Лансастремер, главный хранитель парижского музея. Смещение ткани привело к отслоению гипса. Реставраторы вернули материю на ее первоначальное место и надежно закрепили на скульптуре, после чего восстановили утраченный гипс и почистили все произведение. Работы над «Отпущением грехов» оплачивались Фондом музейной реставрации — ежегодной инициативы европейской ярмарки старого искусства и модернизма TEFAF.
«Отпущение грехов» демонстрируется на выставке под стеклом, чтобы полотно не двигалось от сквозняка.

Несмотря на то что Роден использовал ткань и в других своих работах, именно это его произведение резко выделяется на общем фоне.

Фото: Pauline Hisbacq
Фото: Pauline Hisbacq

«В движении складок проскальзывает нечто настолько нежное и поэтичное, что делает ассамбляж неповторимым», — говорит Лансастремер.

Она видит много общего в том, как классический Роден и актуальный Кифер экспериментируют с хрупкими материалами и нестандартными техниками. «Оба они стремятся выйти за пределы известного и традиционного использования материалов. Вот и Ансельм Кифер берет будто бы привычные в быту вещи для создания чего-то радикального нового».

Об «Отпущении грехов» по-прежнему известно очень немного. «Мы до сих пор не знаем, законченное ли это произведение. Роден не воспроизвел его ни в мраморе, ни в терракоте, что для него крайне нехарактерно. В архиве скульптора о нем нет никаких сведений, кроме одной-единственной фотографии», — добавляет хранитель.

Однако, по ее словам, красноречив уже сам факт того, что работа до нас дошла. «Роден сохранил ее — а значит, он был ею доволен».

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+