18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Германия превращает книги по искусству в арт-объекты

Современное книжное оформление далеко ушло от иллюстрирования текста, сейчас это прежде всего работа со шрифтами. Эффектность внешнего вида книги становится основной задачей книжного дизайна

Издание и распространение литературы по искусству — этим вопросам была посвящена поездка группы отечественных издателей, редакторов и менеджеров книготорговли в Германию, организованная Центром немецкой книги в Москве, существующим с 1993 года российским представительством Франкфуртской книжной ярмарки. Участники десятидневного тура представляли значимые культурные институции: Третьяковскую галерею, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Эрмитаж, Московский музей дизайна, музей «Гараж», МГХПА имени С.Г.Строганова, «Электротеатр „Станиславский“».

За пять дней во Франкфурте с посещением Кельна, Майнца и Касселя и пять — в Берлине с заездами в Ганновер и Лейпциг десять москвичей и двое петербуржцев смогли составить достаточно полное представление о немецком книгоиздании в области искусства. Гостей принимали в издательствах, книготорговых фирмах, музеях, типографии, архивах — везде они становились заинтересованными и равноправными собеседниками для немецких дизайнеров, редакторов, книготорговцев, музейщиков.

Одни из главных вопросов, волнующих европейских профессионалов книжного дела, — наступление Интернета на книгоиздание и происходящие со сменой носителя текста изменения в способах его потребления. Известный афоризм Маршалла Маклюэна «media is the message» сейчас жив, как никогда, но прочитывается в обратном порядке. В 2015 году в Германии было издано 75 тыс. книг, и только 5% из них приходится на электронные. Казалось бы, издателям альбомов и книг по искусству можно не беспокоиться, переход к новой форме существования книги коснется этого сегмента рынка меньше других. Но все равно, по словам Уты Шнайдер, книжного дизайнера с 30-летним опытом работы, «в последний раз такие изменения были 500 лет назад, когда Гутенберг изобрел книгопечатание; теперь мы больше не можем издавать книги, как раньше». Некоторые считают, что дни бумажной книги сочтены и надо скорее переходить на электронные площадки вроде агрегатора Arts+, которому отводится все больше места в павильоне Франкфуртской книжной ярмарки. Другие справедливо полагают, что традиционной книге по-прежнему есть что противопоставить цифровым технологиям: требования к качеству и осмысленности исполнения издания только возрастут.

Современное книжное оформление далеко ушло от иллюстрирования текста, сейчас это прежде всего работа со шрифтами. Эффектность внешнего вида книги становится основной задачей книжного дизайна: точными минималистическими средствами сделать издание запоминающимся, выиграть борьбу за читательское внимание на полке книжного магазина. Франкфуртский фонд «Искусство книги» и его руководитель Катарина Хессе, которая организует конкурс «Самая красивая книга» с внутригерманским и всемирным охватом изданий, продемонстрировала нескольких победителей последних лет. Число книг, способных стать образцом книжного дизайна, не так уж велико: на протяжении всех дней бук-тура одни и те же обложки встречались и на лекции во франкфуртском медиакампусе, где обучаются будущие специалисты книжной сферы, и на выкладке в книжных магазинах, и, наконец, в самих издательствах. Например, книги, вышедшие в Matthes & Seitz, неоднократно получали премию «Самая красивая книга». Издательство, основанное в 1977 году в Мюнхене и теперь расположенное в модном берлинском районе Пренцлауэр-Берг, сочетает в своем портфеле философию — от Жоржа Батая до Мераба Мамардашвили, современную прозу (в том числе девятитомное собрание Варлама Шаламова, выходящее с 2007 года) и естественную историю, начиная с архива энтомолога Жан-Анри Фабра. Силами девяти постоянных сотрудников выпускается 76 названий в год. «Наши книги — ответ на современные процессы в Интернете, поэтому мы используем все возможности полиграфии», — говорят в издательстве.

Среди тенденций сегодняшней книжной моды в Германии есть такие приемы, как подбор в одном книжном блоке разных типов бумаги или смена ширины страниц, что характеризует различные части текста, рукописный шрифт в заголовке, брутально открытый корешок или китайский переплет «бабочкой», дающий свободу при использовании всего книжного разворота. Немецкий книжный дизайн наследует традициям Баухауса в остроте деталей и перфекционизме исполнения. Под переплетом классического вида с названием произведения, сделанном тиснением золотыми буквами на красном прямоугольнике, может скрываться впечатляющий современный дизайн-макет с цветными инициалами и колонцифрами, а вся книга будет помещена в яркий футляр — так выглядят издания серии «Другая библиотека», одним из основателей которой в 1985 году был поэт Ханс Магнус Энценсбергер. Выходящие сейчас в издательстве Aufbau Verlag строго лимитированным тиражом в 4444 экземпляра, книги серии стоят €42. По признанию ее многолетнего редактора Кристиана Дёринга, мировая классическая литература в диапазоне от Лукиана до Михаила Осоргина пользуется популярностью среди юристов, экономистов и врачей: 1,8 тыс. книг распространяются по подписке, а цена на первые тома серии у коллекционеров доходит до €1 тыс. Издания выполнены высокой печатью со свинцового набора, а не офсетом (что в наше время редкость), для переплета каждый раз выбираются оригинальные материалы. Если речь идет о высококачественных изданиях, немецкая книга недешева для покупателей — но цена во всех магазинах всегда будет одинаковой.

Издательская марка лейпцигского Spector Books выглядит весело и несерьезно из-за смайлика, что пририсован под буквами второго слова, превращенными в зрачки. Трое основателей — Маркус Дрессен, Анне Кёниг и Ян Венцель — начинали с книги к выставке Ильи Кабакова «Голоса за дверью», показанной в Лейпциге в 1996 году, и с тех пор считают художника почти что духовным отцом своего предприятия. Spector Books выпускает каталоги выставок и книги по искусству и философии, постоянно издает труды Баухауса в Дессау. Из новинок — каталог проходящего в Мюнстере в этом году очередного фестиваля «Скульптурные проекты» (Skulptur Projekte). Все книги — полсотни названий в год, выходящих средним тиражом в 1 тыс. экземпляров, — находятся на стыке книгоиздания и современного искусства. Издательство постоянно взаимодействует со студентами лейпцигской Высшей школы графики и книжного искусства. Выпускники имеют возможность довести до печати свой диплом, как, например, Under the Radar. Underground Zines and Self-Publications 1965–1975. За работу издательства отвечают трое сотрудников, все остальное происходит дистанционно — и такое положение вещей становится самым точным ответом на волнующий всех вопрос о роли Интернета в книгоиздании.

Участники поездки, близко ощущающие музейную атмосферу, не могли не оценить книжный магазин Walter König, основанный в Кельне в 1969 году: помимо торгового зала, книги распространились на все пять этажей здания, которым теперь управляет сын основателя Франц Кёниг. В главном берлинском магазине известного издательства Taschen полы выложены плиткой знаменитого итальянского дизайнера Джо Понти с синим рисунком, создающим оптическую иллюзию, но голова может закружиться при взгляде на ассортимент издательства. Глава издательского дома Бенедикт Ташен по-прежнему выбирает художников, полагаясь на свой вкус. Так, еще недавно бывший представителем субкультуры фотограф Вольфганг Тильманс вошел в «модельный ряд» издательского дома между «Большой книгой пениса» и «Шедеврами Ренессанса в деталях».

На стену рабочего кабинета в архиве берлинской Академии художеств приколот фотопортрет Джона Хартфилда. Архив и библиотека включают 550 тыс. томов и основанный в 1999 году Кабинет каллиграфии, но самым сильным впечатлением, превзошедшим осмотр 14-й Documenta в Касселе, стало знакомство с архивом Джона Хартфилда, который поступил в Академию художеств по завещанию художника. Как рассказала его хранитель Анна Шульц, в следующем году планируется сделать доступным онлайн-каталог собрания, насчитывающего 6,2 тыс. произведений и личных вещей, а ретроспектива знаменитого дадаиста, мастера фотомонтажа и политического плаката готовится к 2019 году.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
6
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
7
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+