18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Четыре взгляда на русский авангард

№55
Материал из газеты

Выставка, сделанная силами крупных музейных институций Москвы и Берлина, исследует историю музейной легитимации авангарда

«Московские дневники» в рамках программы «Карт-бланш» ММОМА с целью приглашать к себе арт-институции со своими проектами подготовлены Центром экспериментальной музеологии (ЦЭМ), Музеем американского искусства в Берлине и Московским музеем современного искусства при поддержке фонда V-A-C. Выставка исследует историю музейной легитимации авангарда. Главными героями здесь выступают четыре персонажа, пути которых пересекались в Москве 1920-х: Альфред Барр, Вальтер Беньямин, Сергей Третьяков и Алексей Федоров-Давыдов. Американец Альфред Барр, историк искусства 25 лет от роду, приехал в Москву изучать русский авангард. Молодой немецкий философ Вальтер Беньямин посетил Москву, чтобы увидеть своими глазами первую страну пролетариата. Оба оставили дневники со своими впечатлениями. Беньямин написал еще и эссе «Автор как производитель», вдохновленное фигурой одного из ЛЕФов­цев Сергея Третьякова. Искусствовед Федоров-Давыдов попал в эту компанию, так как был важной фигурой для русского авангарда, создав радикальную «Опытную комплексную марксистскую экспозицию» в Третьяковской галерее.

В одной части «Московских дневников» реконструированы фрагменты эпохальной выставки Альфреда Барра «Кубизм и абстрактное искусство» 1936 года в МоМА в Нью-Йорке. Возглавив музей в 1929 году после своей поездки в Москву, Барр организовал эту выставку, включив нее и Малевича. Тем самым включив и русский авангард в мировой.

Другая часть — реконструкция комнаты Сергея Третьякова в доме на Бронной, построенном по проекту Моисея Гинзбурга. В Москве Барр заходил в гости к Третьякову, где встречался с ключевыми фигурами московского авангарда. Специально к открытию выставки вышел в свет и русский перевод книги «Вальтер Беньямин. Новые сочинения». 

Московский музей современного искусства
Московские дневники
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+