18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

О «новой грамотности» на IV Уральской индустриальной биеннале расскажут 60 художников

Во время Уральской индустриальной биеннале современного искусства зрителей пустят на закрытые объекты

Тема IV Уральской индустриальной биеннале, основной проект которой откроется в Екатеринбурге 14 сентября, оказалась сложнее, чем можно было подумать. Чтобы описать, чему будут посвящены работы 60 международных художников на площадке Уральского приборостроительного завода, куратор биеннале Жоан Рибас из Музея современного искусства Серралвеш в Порту поделил ее главную тему «Новая грамотность» на три направления: «Образ как свидетель», «Хореография капитала» и «Сопротивляющееся слово».

Первое объясняет, как изображение может быть посредником между нашим воображением и действительностью. «Образы хранят больше информации, чем мы сами, вместе с тем цифровой архив эфемерен и может в любой момент исчезнуть», — пояснил куратор. «Хореография капитала» подразумевает мысли художников о движении масс, движении между странами и внутри городов, движении людей по собственной жизни. «Сопротивляющееся слово» посвящено идеям о новом визуальном и образном языке, в котором текст играет не меньшую роль, чем изображение. «Мы исследовали, как картинка вытесняет текст. Было интересно, каким может стать новый текст, может ли он собираться не только из слов и какие новые символы могут существовать в нем». Эти три метафоры будут развивать российские авторы, среди которых, например, Евгений Гранильщиков, группировка ЗИП, Оля Кройтор, Таус Махачева, Кирилл Преображенский, Павел Отдельнов, объединение «Куда бегут собаки». К ним присоединятся участники из 23 стран, от Палестины до Португалии, от Лондона и до Нью-Йорка. При этом среди них заявлены Дженни Хольцер и братья Люмьер.

«Новая грамотность — это результат, к которому стремится любая революция. Все лучшие умы спорят о том, куда приведет четвертая индустриальная революция. Мы подумали, почему бы четвертую биеннале не посвятить этой же теме», — отметила комиссар биеннале, глава дирекции регионального развития ГЦСИ — РОСИЗО Алиса Прудникова. Она также добавила, что пристальное внимание в этом году уделено параллельной и специальной программам, а кроме того арт-резиденциям (куратор Женя Чайка), разместившимся в индустриальных пространствах. По ним уже с 15 июля планируется запустить специальные автобусные маршруты, которые объединят 27 уральских городов, включая закрытые площадки (например, Соляные пещеры или Карагайский карьер). Задействован и московский Государственный центр современного искусства, где пройдет выставка уральских художников.

Биеннале подразумевает и проведение исследований. На симпозиуме в дни открытия основного проекта обсудят существование искусства в новых экономических условиях и построение утопии, где материальный мир полностью перейдет в цифровой. В числе прочего планируется изучить, как к современному искусству относятся рабочие, которые трудились на производствах, площадки которых стали теперь выставочным пространством для совриска. Параллельная программа пока еще формируется, но точно известно, что покажут два масштабных проекта: «Авангардная архитектура городов большого Урала» и проект «Миростроение» в Нижнем Тагиле. Обязательная для биеннале образовательная программа готовится совместно с Уральским федеральным университетом, а на перформанс-платформе пройдет серия спектаклей.

Вся эта разветвленная структура поддерживается бюджетом в размере более 30 млн руб. — это федеральные, региональные и привлеченные средства. Как отметил генеральный директор ГЦСИ — РОСИЗО Сергей Перов, «о таких бюджетах Московская биеннале молодого искусства может только мечтать». Причину этого он тоже назвал: «Сейчас мы делаем акцент на развитие искусства в регионах, а Уральская биеннале, которая в 2012 году вошла в десятку лучших мировых биеннале, — проект уникальный не только для России, но и для всего мира».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+