О «новой грамотности» на IV Уральской индустриальной биеннале расскажут 60 художников

Во время Уральской индустриальной биеннале современного искусства зрителей пустят на закрытые объекты

Фото: Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Фото: Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Тема IV Уральской индустриальной биеннале, основной проект которой откроется в Екатеринбурге 14 сентября, оказалась сложнее, чем можно было подумать. Чтобы описать, чему будут посвящены работы 60 международных художников на площадке Уральского приборостроительного завода, куратор биеннале Жоан Рибас из Музея современного искусства Серралвеш в Порту поделил ее главную тему «Новая грамотность» на три направления: «Образ как свидетель», «Хореография капитала» и «Сопротивляющееся слово».

Первое объясняет, как изображение может быть посредником между нашим воображением и действительностью. «Образы хранят больше информации, чем мы сами, вместе с тем цифровой архив эфемерен и может в любой момент исчезнуть», — пояснил куратор. «Хореография капитала» подразумевает мысли художников о движении масс, движении между странами и внутри городов, движении людей по собственной жизни. «Сопротивляющееся слово» посвящено идеям о новом визуальном и образном языке, в котором текст играет не меньшую роль, чем изображение. «Мы исследовали, как картинка вытесняет текст. Было интересно, каким может стать новый текст, может ли он собираться не только из слов и какие новые символы могут существовать в нем». Эти три метафоры будут развивать российские авторы, среди которых, например, Евгений Гранильщиков, группировка ЗИП, Оля Кройтор, Таус Махачева, Кирилл Преображенский, Павел Отдельнов, объединение «Куда бегут собаки». К ним присоединятся участники из 23 стран, от Палестины до Португалии, от Лондона и до Нью-Йорка. При этом среди них заявлены Дженни Хольцер и братья Люмьер.

«Новая грамотность — это результат, к которому стремится любая революция. Все лучшие умы спорят о том, куда приведет четвертая индустриальная революция. Мы подумали, почему бы четвертую биеннале не посвятить этой же теме», — отметила комиссар биеннале, глава дирекции регионального развития ГЦСИ — РОСИЗО Алиса Прудникова. Она также добавила, что пристальное внимание в этом году уделено параллельной и специальной программам, а кроме того арт-резиденциям (куратор Женя Чайка), разместившимся в индустриальных пространствах. По ним уже с 15 июля планируется запустить специальные автобусные маршруты, которые объединят 27 уральских городов, включая закрытые площадки (например, Соляные пещеры или Карагайский карьер). Задействован и московский Государственный центр современного искусства, где пройдет выставка уральских художников.

Биеннале подразумевает и проведение исследований. На симпозиуме в дни открытия основного проекта обсудят существование искусства в новых экономических условиях и построение утопии, где материальный мир полностью перейдет в цифровой. В числе прочего планируется изучить, как к современному искусству относятся рабочие, которые трудились на производствах, площадки которых стали теперь выставочным пространством для совриска. Параллельная программа пока еще формируется, но точно известно, что покажут два масштабных проекта: «Авангардная архитектура городов большого Урала» и проект «Миростроение» в Нижнем Тагиле. Обязательная для биеннале образовательная программа готовится совместно с Уральским федеральным университетом, а на перформанс-платформе пройдет серия спектаклей.

Вся эта разветвленная структура поддерживается бюджетом в размере более 30 млн руб. — это федеральные, региональные и привлеченные средства. Как отметил генеральный директор ГЦСИ — РОСИЗО Сергей Перов, «о таких бюджетах Московская биеннале молодого искусства может только мечтать». Причину этого он тоже назвал: «Сейчас мы делаем акцент на развитие искусства в регионах, а Уральская биеннале, которая в 2012 году вошла в десятку лучших мировых биеннале, — проект уникальный не только для России, но и для всего мира».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+