В Лондоне стартует London Art Week

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

В первой декаде июля в столице Великобритании соберутся коллекционеры старых мастеров

Уильям Тернер. «Вид на Эренбрайтштайн». 1835. Эстимейт £15–25 млн, Sotheby’s. Фото: Sotheby’
Уильям Тернер. «Вид на Эренбрайтштайн». 1835. Эстимейт £15–25 млн, Sotheby’s.
Фото: Sotheby’

Их ждет полтора десятка аукционов, посвященных искусству от Античности до XIX века, а также экспозиции в галереях Мэйфейра в рамках ежегодной London Art Week. Один из главных лотов недели выставит на торги Sotheby’s в рамках вечернего аукциона старых мастеров 5 июля — «Вид на Эренбрайтштайн» Уильяма Тернера (1776–1851). Шедевром эту картину признали еще современники: знаменитый критик Джон Рескин назвал ее лучшим из виденных им произведений художника, а коллеги-живописцы восхваляли «богатую палитру и непревзойденную игру света». Средневековая крепость в районе Кобленца на высоком берегу Рейна явно завораживала Тернера своей мощью и живописной панорамой окрестностей. Он возвращался сюда не раз, заполняя альбомы набросками и акварелями.

Результатом очередной поездки стала картина, законченная в 1835 году и выставленная в Академии художеств. Согласно изначальному плану вид этот должен был стать основой для гравюры, печатью которых занимался Джон Пай, близкий друг художника. Но Пай ожидал получить небольшую акварель, а Тернер предоставил ему монументальное живописное полотно! А если учесть еще и сложную композицию, множество деталей и цветовых нюансов, значительно усложнивших задачу Пая, — он потратил на работу 11 лет. Затем картина вернулась в мастерскую Тернера, где ее купил покровитель художника Элханан Бикнелл. В последний раз она выходила на рынок в 1965 году, установив рекорд — £88 тыс. Нынешний ценовой максимум для Тернера — £30,3 млн ($47,6 млн), заплаченные в 2014 году за вид Рима с Авентинского холма. «Вид на Эренбрайтштайн» оценен в £15–25 млн.

Кассоне работы мастера Джованни Тоскани. XV в. Эстимейт £600–900 тыс., Christie’
Кассоне работы мастера Джованни Тоскани. XV в. Эстимейт £600–900 тыс., Christie’

Еще один топ-лот Sotheby’s — «Вид на Пунта делла Догана и Сан-Джорджо Маджоре» венецианца Микеле Мариески, очевидно вдохновленный работами Каналетто (£500–700 тыс.). Ведута попала на рынок благодаря успешному завершению 15-летних переговоров о реституции. В 1937 году ее купили Генрих и Анна Мария Граф для своей коллекции в Вене. Но случившийся меньше чем через год аншлюс вынудил их бежать в Италию, а затем во Францию. Война вновь перевернула их жизнь: Генрих и Анна были интернированы в концлагерь Гюрс. Избавление пришло в виде американских виз, и в 1941 году семья обосновалась в Нью-Йорке. Вернуть оставшиеся в Вене картины не удалось: в 1940 году они были изъяты нацистами и проданы с аукциона. Дочери-близнецы Генриха и Анны возобновили попытки в конце 1990-х. Они обращались в Реестр утраченного искусства (Art Loss Register) и публиковали объявление о поиске в The Art Newspaper. Им удалось найти последнего владельца картины, купившего работу в 1953 году и не подозревавшего о ее печальной истории. В 2013 году собственник умер, картина перешла в ведение его фонда, и только теперь удалось урегулировать финансовые притязания обеих сторон.

Christie’s свои вечерние торги старых мастеров проведет 6 июля. В топ-лотах здесь двухметровый холст Франческо Гварди «Вид на мост Риальто и палаццо деи Камерленги» (более £25 млн). Именно этот вид встречает туристов, прибывающих в Венецию с юга, но, помимо достопримечательностей, здесь есть и присущая работам Гварди неповторимая атмосфера города. В середине 1760-х, когда было написано полотно, у него была пара — тоже канонический вид на Риальто с противоположной стороны. Их разлучили в 2011-м — вторая работа установила рекорд не только для Гварди, но и для любой венецианской ведуты в £26,7 млн ($42,7 млн). Теперь у картин есть шанс воссоединиться.

Еще среди топ-лотов Christie’s подборка из девяти живописных панелей кассоне — сундуков, характерных для тосканского интерьера до середины XV века. Они служили для хранения вещей, использовались как скамья, их часто заказывали богатые тосканские семьи к свадьбе. Топ-лот подборки — фронтальная доска, выполненная в начале XV века Джованни Тоскани (£600–900 тыс.). Изображенная история о Джиневре, ее муже генуэзце Бернабо и обманщике Амброджоло, пытавшемся оклеветать честную женщину, взята из «Декамерона» и символизирует триумф женской добродетели.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+