В Лондоне стартует London Art Week

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

В первой декаде июля в столице Великобритании соберутся коллекционеры старых мастеров

Уильям Тернер. «Вид на Эренбрайтштайн». 1835. Эстимейт £15–25 млн, Sotheby’s. Фото: Sotheby’
Уильям Тернер. «Вид на Эренбрайтштайн». 1835. Эстимейт £15–25 млн, Sotheby’s.
Фото: Sotheby’

Их ждет полтора десятка аукционов, посвященных искусству от Античности до XIX века, а также экспозиции в галереях Мэйфейра в рамках ежегодной London Art Week. Один из главных лотов недели выставит на торги Sotheby’s в рамках вечернего аукциона старых мастеров 5 июля — «Вид на Эренбрайтштайн» Уильяма Тернера (1776–1851). Шедевром эту картину признали еще современники: знаменитый критик Джон Рескин назвал ее лучшим из виденных им произведений художника, а коллеги-живописцы восхваляли «богатую палитру и непревзойденную игру света». Средневековая крепость в районе Кобленца на высоком берегу Рейна явно завораживала Тернера своей мощью и живописной панорамой окрестностей. Он возвращался сюда не раз, заполняя альбомы набросками и акварелями.

Результатом очередной поездки стала картина, законченная в 1835 году и выставленная в Академии художеств. Согласно изначальному плану вид этот должен был стать основой для гравюры, печатью которых занимался Джон Пай, близкий друг художника. Но Пай ожидал получить небольшую акварель, а Тернер предоставил ему монументальное живописное полотно! А если учесть еще и сложную композицию, множество деталей и цветовых нюансов, значительно усложнивших задачу Пая, — он потратил на работу 11 лет. Затем картина вернулась в мастерскую Тернера, где ее купил покровитель художника Элханан Бикнелл. В последний раз она выходила на рынок в 1965 году, установив рекорд — £88 тыс. Нынешний ценовой максимум для Тернера — £30,3 млн ($47,6 млн), заплаченные в 2014 году за вид Рима с Авентинского холма. «Вид на Эренбрайтштайн» оценен в £15–25 млн.

Кассоне работы мастера Джованни Тоскани. XV в. Эстимейт £600–900 тыс., Christie’
Кассоне работы мастера Джованни Тоскани. XV в. Эстимейт £600–900 тыс., Christie’

Еще один топ-лот Sotheby’s — «Вид на Пунта делла Догана и Сан-Джорджо Маджоре» венецианца Микеле Мариески, очевидно вдохновленный работами Каналетто (£500–700 тыс.). Ведута попала на рынок благодаря успешному завершению 15-летних переговоров о реституции. В 1937 году ее купили Генрих и Анна Мария Граф для своей коллекции в Вене. Но случившийся меньше чем через год аншлюс вынудил их бежать в Италию, а затем во Францию. Война вновь перевернула их жизнь: Генрих и Анна были интернированы в концлагерь Гюрс. Избавление пришло в виде американских виз, и в 1941 году семья обосновалась в Нью-Йорке. Вернуть оставшиеся в Вене картины не удалось: в 1940 году они были изъяты нацистами и проданы с аукциона. Дочери-близнецы Генриха и Анны возобновили попытки в конце 1990-х. Они обращались в Реестр утраченного искусства (Art Loss Register) и публиковали объявление о поиске в The Art Newspaper. Им удалось найти последнего владельца картины, купившего работу в 1953 году и не подозревавшего о ее печальной истории. В 2013 году собственник умер, картина перешла в ведение его фонда, и только теперь удалось урегулировать финансовые притязания обеих сторон.

Christie’s свои вечерние торги старых мастеров проведет 6 июля. В топ-лотах здесь двухметровый холст Франческо Гварди «Вид на мост Риальто и палаццо деи Камерленги» (более £25 млн). Именно этот вид встречает туристов, прибывающих в Венецию с юга, но, помимо достопримечательностей, здесь есть и присущая работам Гварди неповторимая атмосфера города. В середине 1760-х, когда было написано полотно, у него была пара — тоже канонический вид на Риальто с противоположной стороны. Их разлучили в 2011-м — вторая работа установила рекорд не только для Гварди, но и для любой венецианской ведуты в £26,7 млн ($42,7 млн). Теперь у картин есть шанс воссоединиться.

Еще среди топ-лотов Christie’s подборка из девяти живописных панелей кассоне — сундуков, характерных для тосканского интерьера до середины XV века. Они служили для хранения вещей, использовались как скамья, их часто заказывали богатые тосканские семьи к свадьбе. Топ-лот подборки — фронтальная доска, выполненная в начале XV века Джованни Тоскани (£600–900 тыс.). Изображенная история о Джиневре, ее муже генуэзце Бернабо и обманщике Амброджоло, пытавшемся оклеветать честную женщину, взята из «Декамерона» и символизирует триумф женской добродетели.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+