В Лондоне стартует London Art Week

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

В первой декаде июля в столице Великобритании соберутся коллекционеры старых мастеров

Уильям Тернер. «Вид на Эренбрайтштайн». 1835. Эстимейт £15–25 млн, Sotheby’s. Фото: Sotheby’
Уильям Тернер. «Вид на Эренбрайтштайн». 1835. Эстимейт £15–25 млн, Sotheby’s.
Фото: Sotheby’

Их ждет полтора десятка аукционов, посвященных искусству от Античности до XIX века, а также экспозиции в галереях Мэйфейра в рамках ежегодной London Art Week. Один из главных лотов недели выставит на торги Sotheby’s в рамках вечернего аукциона старых мастеров 5 июля — «Вид на Эренбрайтштайн» Уильяма Тернера (1776–1851). Шедевром эту картину признали еще современники: знаменитый критик Джон Рескин назвал ее лучшим из виденных им произведений художника, а коллеги-живописцы восхваляли «богатую палитру и непревзойденную игру света». Средневековая крепость в районе Кобленца на высоком берегу Рейна явно завораживала Тернера своей мощью и живописной панорамой окрестностей. Он возвращался сюда не раз, заполняя альбомы набросками и акварелями.

Результатом очередной поездки стала картина, законченная в 1835 году и выставленная в Академии художеств. Согласно изначальному плану вид этот должен был стать основой для гравюры, печатью которых занимался Джон Пай, близкий друг художника. Но Пай ожидал получить небольшую акварель, а Тернер предоставил ему монументальное живописное полотно! А если учесть еще и сложную композицию, множество деталей и цветовых нюансов, значительно усложнивших задачу Пая, — он потратил на работу 11 лет. Затем картина вернулась в мастерскую Тернера, где ее купил покровитель художника Элханан Бикнелл. В последний раз она выходила на рынок в 1965 году, установив рекорд — £88 тыс. Нынешний ценовой максимум для Тернера — £30,3 млн ($47,6 млн), заплаченные в 2014 году за вид Рима с Авентинского холма. «Вид на Эренбрайтштайн» оценен в £15–25 млн.

Кассоне работы мастера Джованни Тоскани. XV в. Эстимейт £600–900 тыс., Christie’
Кассоне работы мастера Джованни Тоскани. XV в. Эстимейт £600–900 тыс., Christie’

Еще один топ-лот Sotheby’s — «Вид на Пунта делла Догана и Сан-Джорджо Маджоре» венецианца Микеле Мариески, очевидно вдохновленный работами Каналетто (£500–700 тыс.). Ведута попала на рынок благодаря успешному завершению 15-летних переговоров о реституции. В 1937 году ее купили Генрих и Анна Мария Граф для своей коллекции в Вене. Но случившийся меньше чем через год аншлюс вынудил их бежать в Италию, а затем во Францию. Война вновь перевернула их жизнь: Генрих и Анна были интернированы в концлагерь Гюрс. Избавление пришло в виде американских виз, и в 1941 году семья обосновалась в Нью-Йорке. Вернуть оставшиеся в Вене картины не удалось: в 1940 году они были изъяты нацистами и проданы с аукциона. Дочери-близнецы Генриха и Анны возобновили попытки в конце 1990-х. Они обращались в Реестр утраченного искусства (Art Loss Register) и публиковали объявление о поиске в The Art Newspaper. Им удалось найти последнего владельца картины, купившего работу в 1953 году и не подозревавшего о ее печальной истории. В 2013 году собственник умер, картина перешла в ведение его фонда, и только теперь удалось урегулировать финансовые притязания обеих сторон.

Christie’s свои вечерние торги старых мастеров проведет 6 июля. В топ-лотах здесь двухметровый холст Франческо Гварди «Вид на мост Риальто и палаццо деи Камерленги» (более £25 млн). Именно этот вид встречает туристов, прибывающих в Венецию с юга, но, помимо достопримечательностей, здесь есть и присущая работам Гварди неповторимая атмосфера города. В середине 1760-х, когда было написано полотно, у него была пара — тоже канонический вид на Риальто с противоположной стороны. Их разлучили в 2011-м — вторая работа установила рекорд не только для Гварди, но и для любой венецианской ведуты в £26,7 млн ($42,7 млн). Теперь у картин есть шанс воссоединиться.

Еще среди топ-лотов Christie’s подборка из девяти живописных панелей кассоне — сундуков, характерных для тосканского интерьера до середины XV века. Они служили для хранения вещей, использовались как скамья, их часто заказывали богатые тосканские семьи к свадьбе. Топ-лот подборки — фронтальная доска, выполненная в начале XV века Джованни Тоскани (£600–900 тыс.). Изображенная история о Джиневре, ее муже генуэзце Бернабо и обманщике Амброджоло, пытавшемся оклеветать честную женщину, взята из «Декамерона» и символизирует триумф женской добродетели.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+