В Москве сносят памятник конструктивизма — ДК имени Серафимовича

Строительная техника начала демонтаж здания после того, как в Департамент культурного наследия города Москвы подали заявление о проведении экспертизы для внесения его в реестр охраняемых объектов

Фасад Дома культуры им. А.С.Серафимовича. Фото: Ирины Мак
Фасад Дома культуры им. А.С.Серафимовича. Фото: Ирины Мак
Двор Дома культуры им. А.С.Серафимовича. Фото: Ирины Мак
Дом культуры им. А.С.Серафимовича. Фото: Ирины Мак
Фасад Дома культуры им. А.С.Серафимовича.
Фото: Ирины Мак
Фасад Дома культуры им. А.С.Серафимовича.
Фото: Ирины Мак
Двор Дома культуры им. А.С.Серафимовича.
Фото: Ирины Мак
Дом культуры им. А.С.Серафимовича.
Фото: Ирины Мак

В Среднем Тишинском переулке в ночь с 25 на 26 июня начался снос здания эпохи конструктивизма. Речь идет о Доме культуры им. А.С.Серафимовича 1928–1929 годов постройки (Средний Тишинский пер., д. 5/7) — одном из тех явных и легко опознаваемых памятников конструктивизма, каких много появилось в 1920-е годы, а теперь остались единицы.

Формально это необычное асимметричное здание с окнами-трапециями, как часто бывает с объектами конструктивизма, до сих пор не признано памятником. Возможно, потому, что до поры до времени никто на него не покушался. Клуб, построенный в конце 1920-х годов для работников завода «Авиаприбор», почти сразу же стал базой для Первого московского рабочего театра и с тех пор все годы своего существования выполнял одни и те же культурные функции. В разное время здесь репетировали и выступали детские музыкальные студии и ансамбли, наличие в клубе вместительного зрительного зала позволяло устраивать творческие вечера, кинопоказы и спектакли. В советское время тут выступали многие знаменитости, от Фаины Раневской до Любови Орловой, после перестройки на этой сцене можно было довольно часто видеть священника Александра Меня. В 1980-х здание отреставрировали — архитектор Юрий Гнедовский, руководивший работами, обошелся с памятником деликатно и не внес никаких конструктивных изменений.

В последние годы у ДК им. А.С.Серафимовича появилось новое название — «Театральный клуб на Тишинке». В эти стены временно вселился московский театр «Школа современной пьесы» — в ожидании, когда будет восстановлено (к 2018 году) собственное здание театра на Трубной площади, уничтоженное пожаром. Еще месяц назад сюда продавались билеты на спектакли, на стенах до сих пор висят афиши. Но 23–24 июня театр отсюда срочно вывезли, предоставив другой клуб, неподалеку. На месте клуба по адресу Средний Тишинский пер., вл. 5–7 строительная компания «Донстрой» обещает возвести жилой комплекс площадью 34,3 тыс. кв. м и высотой 75 м c офисами, оздоровительным центром и магазинами.

Известно, что группа «Донстрой инвест», в которую входят компании «Тамроф» и «Промышленное предприятие „Талкалегпром“» — владельцы этих участков, планирует вложить в возведение комплекса 3,5 млрд руб. Еще 8 декабря 2016 года Градостроительно-земельная комиссия Москвы подписала разрешение на строительство, так что планы эти сами по себе не явились откровением. Однако по закону снести здание можно только после того, как ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций) выдаст разрешение на снос. Такого разрешения на снос ДК имени А.С.Серафимовича как раз и не было. И в пятницу 23 июня стало очевидно, что разрешения может вовсе не быть.

Дело в том, что именно 23 июня в Департамент культурного наследия Москвы было подано заявление о проведении экспертизы для внесения ДК им. А.С.Серафимовича в реестр охраняемых объектов. На документе, среди прочего, стояла подпись советника по культуре и искусству президента России Владимира Толстого. В поддержку заявления выступил и Союз архитекторов России, поэтому у жителей района, в своей борьбе объединившихся с градозащитниками, были основания рассчитывать на успех. Департамент же культурного наследия столицы немедленно поделился новостью с Департаментом строительства, и в тот же момент театр начали эвакуировать. А в воскресенье ночью начался снос: и самого клуба, и двух детских садов, расположенных по обе стороны от него.

Несмотря на приезд полиции, демонтаж продолжился и в понедельник. В Среднем Тишинском появились депутаты всех уровней и телевидение, но корреспондент TANR так и не дождался прибытия на место давно вызванного инспектора ОАТИ, который в течение многих часов откладывал свой визит. Здание клуба между тем даже не обнесли необходимыми в таких случаях ограждениями. Со стороны улицы дом стоит, как стоял, но со двора его уже наполовину разобрали.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+