18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Живопись и музыка Владимира Спивакова соединятся

Первая выставка частного собрания знаменитого скрипача и дирижера откроется в Музее русского импрессионизма

Владимир Спиваков известен как виртуозный скрипач и дирижер, но мало кто из зрителей знает, что в юности маэстро всерьез увлекался живописью. Вольнослушателем посещал школу живописи при Ленинградской академии художеств, а после переезда в Москву так много времени уделял музеям и пленэру, что пропускал занятия музыкой, за что его даже хотели исключить из Центральной музыкальной школы. Ультиматум — либо музыка, либо изобразительное искусство — ему поставил преподаватель по скрипке, и Владимир Спиваков свой выбор сделал, оставив живопись. Однако, рассказал он в интервью, «из-за отказа от живописи осталось какое-то чувство недосказанности».

В Музее русского импрессионизма покажут результаты преодоления этой «недосказанности» — около 90 произведений из собрания дирижера и скрипача впервые будут доступны публике в виде цельной экспозиции. Это уникальная возможность увидеть в одном месте две части коллекции Спивакова: подаренную Московскому международному Дому музыки и его собственную, домашнюю. Выставка обещает быть очень лирической: в ее составлении принимал участие сам Спиваков, а само собрание — прямое отражение его интересов. Возможно, поэтому на первый взгляд оно выглядит неоднородно. Здесь нашлось место и советскому нонконформизму в лице Владимира Немухина, и концептуализму, который представляет Игорь Макаревич, и — внезапно — европейской подстекольной живописи конца XIX — начала XX века на религиозные темы, и многому другому. Но все встает на свои места, если помнить, что за всеми вещами стоят личный интерес и персональная история.

Например, о подстекольной живописи Владимир Спиваков узнал, когда возглавил музыкальный фестиваль во французском Кольмаре. В местном антикварном магазине он впервые увидел «стекла» и решил ежегодно покупать по одной вещи в честь каждого фестиваля.

С эскизами костюмов, созданных Павлом Челищевым, который работал с «Русским романтическим театром» Бориса Романова и труппой Сергея Дягилева, Владимир Спиваков познакомился в менее приятных обстоятельствах. Они висели в нью-йоркской «Русской чайной», куда музыкант отправился после концерта в Карнеги-холле, где в него прямо посреди выступления метнули банку с краской в качестве протеста против ограничения выезда из СССР. Позднее эти эскизы Спивакову подарил коллекционер Анатолий Беккерман.

Подарки — важная часть собрания. Именно так в нем появились «Циркачки» акварелиста Артура Фонвизина — их преподнесла вдова художника. Графики, в основном конца XIX — начала XX века, в собрании немало: это и Борис Кустодиев, и Виктор Васнецов, и сын Федора Шаляпина Борис — на выставке будет «Двойной портрет Федора Шаляпина» (1929).

Выставка в Музее русского импрессионизма продемонстрирует, что две части жизни Владимира Спивакова неразрывны: изобразительное искусство будет сопровождаться музыкой в исполнении мастера.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+