18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Продажи искусства: посчитали — прослезились

№54
Материал из газеты

Опубликованные весной этого года противоречащие друг другу отчеты двух экономистов, специализирующихся на сфере арт-рынка, спровоцировали споры о методологии и результатах

Ярмарка классического искусства TEFAF (The European Fine Art Fair) ежегодно заказывает подробное исследование состояния художественного рынка. Толстый том с цифрами и графиками, характеризующими положение дел на арт-рынке за прошлый год, — один из основных источников информации для аналитиков всего мира. В этом году организаторы ярмарки сменили автора исследования — им стала Рейчел Паунелл. Экономист, доктор Клэр Макэндрю, занимавшаяся этим прежде, перешла в команду ярмарки искусства ХХ века Art Basel и представила свой отчет, подготовленный при поддержке UBS, на Art Basel Hong Kong. Опубликованные с разницей в несколько недель конкурирующие отчеты содержат противоречащие друг другу цифры и принципиально разную оценку ситуации. Мы предлагаем вам выдержки из отчетов и мнения некоторых участников арт-рынка о методиках и результатах исследований.

Сложность определения объемов арт-рынка широко известна. Согласно отчету TEFAF, в 2016 году объем аукционных и частных продаж в мире достиг $45 млрд, что на 1,7% больше, чем в 2015 году. Однако в выполненном по заказу Art Basel и UBS отчете Клэр Макэндрю объем того же рынка оценивается в $56,6 млрд, что на 11% меньше, чем годом ранее.

Авторы обоих отчетов стараются включить в свои исследования легальных дилеров древностей и произведений искусства со всего мира, а не только из общепризнанных художественных центров; обе работы позиционируются как представляющие точную, если не строго научную, оценку рынка. Откуда же столько противоречий?

По словам специализирующегося на рынке искусства предпринимателя Магнуса Реша, основная проблема — это «огромный пробел в данных», связанный с непрозрачностью сферы частных продаж, составляющих более половины объема рынка — до 62,5%, согласно подсчетам Рейчел Паунелл.

Стремясь сузить определение такого понятия, как «дилер древностей и произведений искусства», Паунелл, новая методология которой почти на треть уменьшила объемы рынка, опиралась на различные источники, в том числе на официальную статистику и финансовые базы данных (такие как Orbis). Однако, по мнению Реша (он проводит собственный опрос 8 тыс. галерей в США, Великобритании и Германии), официальные данные «крайне ненадежны», а Orbis отслеживает лишь компании с оборотом от £6,5 млн, то есть его информация искажена в пользу крупных игроков.

Оба отчета также частично основаны на сведениях, полученных из анонимных опросников для галерей, отличавшихся по объему и сложности. Из 7 тыс. дилеров, которых попыталась опросить Паунелл, ответы были получены от 5%. Макэндрю получила ответы от 17% из 6,5 тыс. дилеров, а в прошлом году, когда она составляла отчет для TEFAF, ответили 14%. Реш, получивший для своего «Мирового отчета о художественных галереях», опубликованного в марте издательством Phaidоn, ответы от 16% опрошенных, называет это «высоким показателем по сравнению с другими онлайн-опросами в исследовательских кругах».

Арт-экономист Роман Кройсль считает, что было бы полезнее узнать, кто именно отвечает на вопросы от лица галерей и кто утверждает эти цифры. «Необходимо, чтобы год за годом на вопросы отвечали одни и те же люди из одних и тех же галерей», — говорит он. Кройсль уверен, что участвовать в опросе должны все представленные на TEFAF и Art Basel дилеры, а его результаты нужно публиковать онлайн, пусть и анонимно.

Если аукционные продажи в 2016 году упали, то дилерские выросли — на 3%, по подсчетам Макэндрю, или на 20%, по версии Паунелл. Аналогичного мнения придерживается исполнительный директор лондонского арт-консультанта Beaumont Nathan Том Майу, который говорит, что в 2016 году частные продажи начали завоевывать популярность. «В периоды экономического спада такие сделки воспринимаются как менее рискованные», — объясняет он. При этом Майу охарактеризовал текущие оценки частного рынка как «в лучшем случае субъективные, а следовательно, не такие надежные, как оценки открытых сегментов рынка».

По мнению коллекционера и финансиста Алена Серве, одна из опасностей заключается в том, что представители других, не художественных отраслей, например потенциальные инвесторы в искусство, полагаются на общие показатели этих отчетов, игнорируя различия между сегментами и их объемом, что может привести к слишком оптимистичным прогнозам.

В конце концов, полагает директор нью-йоркской консалтинговой компании Levin Art Group Тодд Левин, этот рынок следует оценивать не количественно, а в первую очередь качественно. «Вот почему две работы Пикассо, написанные в один и тот же период и на одну и ту же тему, могут продаваться за разные суммы, — говорит он и вспоминает старый афоризм: — Статистику можно заставить говорить, о чем хочешь. А на таком непрозрачном рынке — тем более».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+