18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шуховскую башню все же снесут?

Как сообщила газета «Известия», на заседании правительственной комиссии по телерадиовещанию 25 февраля было принято решение о демонтаже, реставрации и восстановлении на новом месте знаменитой Шуховской башни, и теперь Минкомсвязи разрабатывает соответствующий проект постановления, который должен будет рассмотреть и подписать премьер-министр Дмитрий Медведев. Причем подчеркивалось, что это должна быть именно реставрация, которая включает разбор, складирование, восстановительные работы, определение нового места башни и ее установка на нем. В разговоре с «Известиями» замглавы Минкомсвязи Алексей Волин подтвердил эти сведения, а также заявил, что коллег из Министерства культуры, настаивавших на недопустимости демонтажа памятника культурного наследия, удалось переубедить, сделав для него исключение.

В этой связи 28 февраля в галерее ВХУТЕМАС состоялась пресс-конференция по вопросам угрозы уничтожения трех памятников культурного наследия XX века. На повестку для была вынесена в первую очередь собственно Шуховская башня, а также дом Наркомфина и незаконное строительство на территории ВВЦ.

Все спикеры пресс-конференции единогласно заявили о том, что демонтаж башни не нужен и, более того, недопустим, потому что специалистов такого уровня в России на данный момент нет. Сотрудники Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова заявляют, что «демонтаж и консервация элементов Шуховской башни приведут к ее полной утрате. В этом случае ее восстановление бессмысленно». Ситуация осложняется тем, что авторских чертежей башни не сохранилось, подчеркнул вице-президент фонда «Шуховская башня» Сергей Арсеньев. Он также отметил, что детали экспертизы, проведенной два года назад, недоступны и невозможно с уверенностью сказать, так ли необходим срочный демонтаж конструкций или же достаточно на время проведения дополнительной экспертизы и восстановительных работ просто снять нагрузку с башни.

Кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ Анна Броновицкая подчеркнула, что башня и место ее постройки неразделимы и никаких исключений в законе, о которых «Известиям» говорил замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, для реставрации этого памятника быть не может. Ее слова подтвердил историк архитектуры, профессор Принстонского университета и Сорбонны Жан-Луи Коэн, заявив, что «башня не мебель, это не мобильная конструкция».

Помимо Шуховской башни, судьба которой решается в настоящий момент, спикеры коснулись дома-коммуны Наркомфина, памятника конструктивизма, построенного в 1930 году. Как рассказал генеральный секретарь российского отделения Международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения (DOCOMOMO) Николай Васильев, в настоящий момент уникальные интерьеры здания незаконно перестраиваются инвестиционной группой «Коперник», которой принадлежит большая часть квартир. Буквально на днях аутентичный паркет в одном из коридоров постройки был заменен бетонной стяжкой, и ежедневно в контейнерах рядом с домом появляются элементы обшивки стен и уникальная сантехника.

По словам Жан-Луи Коэна, «Всемирный фонд памятников заявляет о возможности нахождения дома в опасности с момента первого внесения его в список объектов, находящихся под угрозой, в 1998 году. Три раза подряд дом был включен в список памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения: в 2002, 2004 и 2006 годах».

И завершило печальную череду незаконное строительство на территории комплекса ВВЦ, о котором рассказала Анна Броновицкая. С 2011 года обсуждается проект возрождения ВВЦ, рассчитанный на крупные инвестиции в обмен на разрешение для инвесторов использовать часть площади для коммерческого строительства, но этот проект реконструкции до сих пор не утвержден. Для ее начала необходимо изменить охранный статус ВВЦ. Однако, несмотря на это, в данный момент на его территории, недалеко от павильона «Космос», ведется строительство океанариума, который уже позиционируется как самый крупный в Европе. И это отнюдь не единственная незаконная постройка на территории выставочного центра: в животноводческой зоне летом 2013 года появились гигантские металлические цистерны, которые потом накрыли надувным шатром (одна из них используется для содержания касатки); поблизости от павильона «Рыбоводство» возвышается (разумеется, незаконно построенный) особняк бизнесмена Якова Якубова. При этом администрация, явно не справляющаяся со своими функциями и попустительствующая незаконному строительству, продолжает руководить комплексом как ни в чем не бывало.

«Если раньше мы говорили об объектах врозь, то сегодня мы уже обсуждаем тотальное уничтожение наследия в нашем городе», — констатировал неутешительную ситуацию в Москве кандидат искусствоведения, профессор МАРХИ, завотделом НИИТИАГ РААСН, вице-президент Союза московских архитекторов Юрий Волчок.

На данный момент студенты МАРХИ собирают подписи в защиту Шуховской башни. Уже собрано около 2 тыс., однако, кому их посылать, пока непонятно: ни одна из инстанций, призванных охранять памятники культуры, активно конструкцией не интересуется. Также Сергей Арсеньев говорил о необходимости создания межведомственной комиссии собственников, окружающих башню. Такой проект разрабатывался при жизни Виктора Черномырдина, однако развития не получил. В настоящий момент судьбу одного из важнейших памятников архитектуры и инженерии XX века должен решить председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+