Женщины Джакометти воссоединились на выставке в Тейт и в Венеции

№54, июнь 2017
№54
Материал из газеты

Шесть скульптур экспонируются вместе впервые с момента показа на Венецианской биеннале в 1956 году. Этому же сюжету посвящен павильон Швейцарии на нынешней Венецианской биеннале

Альберто Джакометти, работающий над скульптурой в своей студии. Париж, 1950 г. / Alberto Giacometti Estate, ACS / DACS, 2017, Christie's, Getty Images / Fotobank, Courtesy of Drouot
Альберто Джакометти, работающий над скульптурой в своей студии. Париж, 1950 г. / Alberto Giacometti Estate, ACS / DACS, 2017, Christie's, Getty Images / Fotobank, Courtesy of Drouot

Бронзовые версии «Женщин Венеции» Альберто Джакометти находятся в коллекциях музеев в разных концах света, в том числе Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Центра Помпиду в Париже. Использованные для их отливки гипсовые оригиналы были впервые представлены в павильоне Франции на Венецианской биеннале в 1956 году. Разрезанные на части, они десятилетиями находились в хранилище Фонда Альберто и Аннетт Джакометти. Благодаря реставраторам сегодня, впервые за более чем шесть десятилетий, восстановленные скульптуры экспонируются в лондонской Тейт Модерн на первой за 20 лет масштабной британской ретроспективе швейцарского художника.

Альберто Джакометти. «Венецианская женщина V». 1956. Гипс / Alberto Giacometti Estate, ACS / DACS, 2017, Christie's, Getty Images / Fotobank, Courtesy of Drouot
Альберто Джакометти. «Венецианская женщина V». 1956. Гипс / Alberto Giacometti Estate, ACS / DACS, 2017, Christie's, Getty Images / Fotobank, Courtesy of Drouot

По словам директора фонда и сокуратора выставки в Тейт Катрин Гренье, кропотливая реставрация «Женщин Венеции» заняла около года. Моделью для скульптур послужила супруга художника Аннетт, и они стали кульминацией его поисков идеальной женской фигуры. Всего Альберто Джакометти создал десять гипсовых скульптур (девять из них были затем отлиты в бронзе): шесть экспонировались в Венеции, а три вошли в его персональную выставку в Художественной галерее в Берне, проходившую одновременно с той биеннале. На выставке в Тейт сейчас представлено восемь из них.

Павильон Швейцарии на Венецианской биеннале в этом году также называется «Женщины Венеции». Художники Кароль Бове, Тереза Хаббард и Александр Бирхлер призваны компенсировать тот обидный факт, что Альберто Джакометти, центральный герой швейцарского модернизма, никогда не выставлялся в швейцарском павильоне. Все приглашения он неизменно отклонял. Он не согласился даже в 1952 году, когда открывали новый павильон, построенный по проекту его родного брата Бруно Джакометти. В результате серия скульптур Альберто «Женщины Венеции» была показана в 1956 году в павильоне Франции. А в 1962-м он получил Гран-при биеннале за скульптуру «Шагающий человек».

Сейчас в павильоне можно видеть скульптуры Кароль Бове, напоминающие о серии «Женщины Венеции», и фильм «Флора» Терезы Хаббард и Александра Бирхлера, посвященный натурщице и любовнице скульптора, американской художнице Флоре Майо, оживающей на экране в воспоминаниях ее престарелого сына. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+